Конструирование образа войны в художественном дискурсе японской антивоенной прозы XX века (на материале рассказа Таямы Катай «一兵卒» («Рядовой»))
УДК 811.521 ББК 81.2
DOI 10.51955/2312-1327_2021_4_6
Анастасия Владимировна Колмогорова
Аннотация. Статья посвящена описанию средств и способов дискурсивного конструирования образа войны в антивоенном рассказе японского писателя Таямы Катай «Рядовой». Для анализа применяется алгоритм описания художественного концепта, являющегося когнитивной основой конструируемого образа войны.
Данное исследование опирается на модель образа, включающую в себя концептуальное ядро, идеологическое содержание и прагматическую оболочку. Рассмотрение каждого компонента данного формата знания позволит многогранно описать образ войны.
Делается вывод о том, что концептуальная основа данного образа имеет иерархическую структуру и включает в себя макроконцепт «война» («戦争» /сэнсо:/), а также концепты базового уровня «армия» («軍» /гун/), «противостояние» («対戦» /таисэн/) и, наконец, ‒ индивидуальные концепты «страдание» («悩み» /наями/) и «память» («記憶» /киоку/). Данная концептуальная иерархия на уровне дискурса результирует в образ войны как болезни общества, где нет плохих и хороших, а есть только боль и страдание.
Ключевые слова: дискурсивное конструирование, война, японская антивоенная проза, японский язык, художественный концепт, концептуальный анализ.
Скачать 431,5 kB