Фёдоров Александр Викторович
E-mail: mediashkola@rambler.ru
Место работы: Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), Таганрог, Россия
Учёная степень, учёное звание: доктор педагогических наук, профессор
Должность: зам. директора по научной работе
Основное направление научных исследований: медиаобразование, медиакультура, медиапедагогика
Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Главный редактор журнала «Медиаобразование». Член Союза кинематографистов России (с 1984), Национальной Академии кинематографических искусств и наук России (с 2002), IRFCAM (Международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия), Международной палаты «Дети, Молодёжь и Медиа» (International Clearinghouse on Children, Youth and Media), ФИПРЕССИ (FIPRESCI) и CIFEJ (Международного центра фильмов для детей и молодежи, Монреаль, Канада). Эксперт Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Член Правления союза кинематографистов России.
Лауреат премии Союза кинематографистов по кинокритике и киноведению (1983) и премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2001), премии «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007). Награжден Дипломом Министра культуры РФ «За большой вклад в сохранение духовно-культурного наследия России» (2008). Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (1 место в номинации «Медиаобразование») за книгу «Медиаобразование будущих педагогов».
Лауреат всероссийского конкурса ведущих научных школ РФ (2003-2005) по программе Президента РФ, гранта по Федеральной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации, научно-исследовательских грантов по гуманитарным наукам (по темам медиа, киноискусства и медиаобразования): Российского гуманитарного научного фонда (1999-2000 и 2001-2003, 2004-2006, 2008-2009, 2009-2010), Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (2001-2002), Министерства образования России (1997-2000), Программы «Университеты России» (2002-2003), Института «Открытое общество» — по различным направлениям исследований в области гуманитарных наук (1997-2002), Центрально-Европейского университета (1998, 2006), американских фондов Мак-Артуров (1997, 2003-2004) и Института Кеннана (2003), немецкого фонда DAAD (2000, 2005), Швейцарского научного фонда (2000), Фонда поддержки научных исследований Франции Foundation — Maison des science de l’homme (2002, 2009), ECA Alumni (2004), ИНО-Центр-МИОН: Межрегиональные исследования в общественных науках» (2004-2005) и др. Руководитель медиаобразовательного проекта по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры» (2010-2012).
Автор книг по проблемам российского и зарубежного киноискусства, теории, истории и методике медиаобразования. Публикуется по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1978 года (свыше 400 статей в российских и зарубежных журналах). Печатался в научных сборниках, в журналах: «Alma Mater: Вестник высшей школы», «Вестник Российского гуманитарного научного фонда», «Высшее образование в России», «Инновации в образовании», «Телекоммуникации и информатизация образования», «Дистанционное и виртуальное обучение», «Искусство и образование», «Мир образования – образование в мире», «Школьные технологии», «Вестник института Кеннана в России», «США-Канада: экономика, политика, культура», «Педагогика», «Человек», «Специалист», «Перемена», «Медиатека», «Школьная библиотека», «Практическая психология», «Педагогическая диагностика», «Молодёжь и общество», «Медиаобразование», «Экран», «Искусство кино», «Киномеханик», «Мнения», «Видео-Асс Премьер», «Видео-Асс экспресс», «Видеомагазин», «Встреча», «Мониторинг», «Журналистика и медиарынок», «Total DVD», «Про кино» (Москва), «Новини киноекрана», «Кiно-Коло», «Медиакритика» (Украина), «Инновационные образовательные технологии» (Белоруссия»), «Кино» (Литва), Audience (США), Cineaste (США), Film Threat (США), Russian Education and Society (США), Canadian Journal of Communication (Канада), Cinemaction (Франция), Panoramiques (Франция), Educommunication (Бельгия), International Research Forum on Children and Media (Австралия), Media i Skolen, Tilt (Норвегия), MERZ: Medien + Merziehung (Германия), Media Education Journal (Шотландия), Educational Media International, International NGO Journal, Thinking Classroom, AAN Quaterly. и др.; в газетах «Арт-фонарь», «Культура», «Наше время», «Неделя», «Новая городская газета», «Учительская газета», «Экран и сцена», «СК-Новости», «Литературная газета», «Первое сентября», «Деловой экран» и др.
Неоднократно участвовал в работе зарубежных международных научных конференций по проблемам медиаобразования (Женева-1996, 2000; Париж, ЮНЕСКО-1997, 2007; Сан-Паулу, 1998; Вена, ЮНЕСКО-1999; Салоники-1999, 2001; Торонто-2000; Лондон-2002; Монреаль, 2003; Балтимор, 2003; Будапешт, 2006; Прага, 2007; Грац, 2007; Мадрид, ООН-2008 и др.). Занимался научно-исследовательской работой в области медиакультуры и медиаобразования в Центрально-Европейском (Будапешт, 1998, 2006) и Кассельском (Кассель, 2000) университетах, в Центрах медиаобразования Министерств образования Бельгии (Брюссель, 2001) и Франции (CLEMI, Париж, 2002, 2009), в Институте Кеннана (W.Wilson Center, Вашингтон, США, 2003), в Университете имени Гумбольдта (Берлин, 2005). Был членом жюри (включая жюри ФИПРЕССИ) на международных фестивалях в Москве, Сочи, Оберхаузене, Орьяке, Монреале, Локарно и др. Выступал с докладом на слушаниях Совета Европы по вопросам Интернет и медиаобразования (Страсбург, 2002) на конференции Совета Европы по медиаграмотности (Грац, 2007) и всемирном Форуме ООН «Альянс цивилизаций» (Мадрид, 2008).
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ А. В.ФЁДОРОВА
Монографии, учебные пособия:
Фёдоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
Фёдоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с.
Фёдоров А. В. , Новикова А. А., Колесниченко В. Л., Каруна И. А. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 c. ISBN 5-98517-045-4
Фёдоров А. В., Челышева И. В., Новикова А. А. и др. Проблемы медиаобразования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. 212 с.
Фёдоров А. В., Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Новикова А. А., Федорцова С.С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н.Усова. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 183 c. ISBN 978-5-98517-052-8.
Фёдоров А. В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. М.: Изд-во Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. CD. 1400 с.
Фёдоров А. В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Кучма, 2005. 314 с. ISBN 5-98517-008-X.
Фёдоров А. В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Кучма, 2005. 270 с. ISBN 5-98517-006-3.
Фёдоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. Таганрог: Кучма, 2004. 340 с. ISBN 5-98517-007-1.
Фёдоров А. В. Права ребёнка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Кучма, 2004. 414 с. ISBN 5-98517-003-9.
Фёдоров А. В., Новикова А.А., Челышева И.В., Каруна И.А. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог: Кучма, 2004. 188 с. ISBN 5-98517-009-8.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Кучма, 2003. 238 с. ISBN 5-901625-08-0.
Фёдоров А. В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с. ISBN 5-94673-005-3.
Фёдоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с. ISBN 5-94153-011-0.
Фёдоров А. В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Учеб. пособие для вузов. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1994. 384 с. ISBN 5-87976-043-X.
Брошюры:
Фёдоров А. В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Кучма, 2003. 124 с. ISBN 5-901625-07-2.
Фёдоров А. В. Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции. Таганрог: Кучма, 2003. 48 с. ISBN 5-901625-09-9.
Fedorov, A. (2003). Violence on the Russian & American Media Screen and Youth audience. Taganrog: Kuchma Publishing House, 88 p. ISBN 5-901625-10-2.
Фёдоров А. В. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1999. 68 с. ISBN 5-87976-162-2.
Фёдоров А. В. Видеоспор: Кино — видео — молодёжь. Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. 80 с.
Фёдоров А. В. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.: Киноцентр, 1989. 66 с.
Фёдоров А. В. «За» и «против»: Кино и школа. – М.: ВБПК, 1987. +66 с.
Статьи в журналах:
Fedorov, A. (2007). NGO – Russian Association for Film and Media Education: Experts’ Discussion. In: International NGO Journal. Vol. 2 (1), pp.012-026.
Fedorov, A. (2007). Media Violence and Young Audience (NGO Russian Association for Film and Media Education Survey). In: InternationalNGOJournal. Vol. 2 (3), pp.041-050.
Фёдоров А. В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. 2007. № 3. С.40-51.
Фёдоров А. В. Сравнительный анализ уровней показателей развития медиаграмотности студентов // Инновации в образовании. 2007. N 1. С.43-75.
Фёдоров А. В. Отношение школьных учителей к проблеме насилия на экране // Молодёжь и общество. 2007. N 1. С.90-109.
Фёдоров А. В. Медиаобразование как один из путей противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию // Молодёжь и общество. 2007. N 1. С.110-116.
Фёдоров А. В. Феномен медийного успеха // Вестник электронных и печатных СМИ. 2007 № 1.
Фёдоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране // Педагогическая диагностика. 2007. N 1. С.141-151.
Фёдоров А. В. Идентификационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Медиаобразование. 2007 N 1. С.36-43.
Фёдоров А. В. История российского кино: взгляд из Америки // Медиаобразование. 2007 N 1. С.98-99.
Фёдоров А. В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов // Медиаобразование. 2007 N 1. С.44-82.
Фёдоров А. В. Центр изучения медиа и коммуникаций в Центрально-Европейском университете // Медиаобразование. 2007 N 1. С.96-97.
Fedorov, A. (2006). Media Education Must Become Part and Parcel of the Curriculum. In: ThinkingClassroom. Vol.7. N 3, pp.25-30.
Фёдоров А. В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2006. N 6. С. 24-38.
Фёдоров А. В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности // Инновационные образовательные технологии. 2006. N 4. С.44-50.
Фёдоров А. В. Поиски новых ориентиров в медиаобразовании // Журналистика и медиарынок. 2006. №7 – 8.
Фёдоров А. В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006. N 4. С.175-228.
Фёдоров А. В. Медиаобразование школьников и студентов: как относятся учителя к этой проблеме? // Инновационные образовательные технологии. 2006. N 3. С.3-12.
Фёдоров А. В. Краткий словарь основных медиаобразовательных терминов // Медиатека. 2006. N 2. C.33-37. N 3.
Фёдоров А. В. Интегрированное медиаобразование в российской школе: анализ обязательного минимума содержания // Инновации в образовании. 2006. N 2. С.5-13.
Фёдоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов. Актуальность, цели, методика опроса // Медиатека. 2006. N 1. С.40-41.
Фёдоров А. В., Новикова А.А. Медиаобразование в США: методические подходы // США и Канада: Экономика-Политика-Культура. 2006. N 1. С.110-119.
Фёдоров А. В., Новикова А.А. Становление медиаобразования в зарубежных странах в 20-х – 40-х годах XX века // Медиаобразование. 2006. N 3. С.18-20.
Фёдоров А. В. Школьные учителя и проблема «экранного насилия» // Инновационные образовательные технологии. 2006. N 1. С.35-47.
Фёдоров А. В. Кто есть кто в зарубежной медиапедагогике // Медиаобразование. 2006. N 3. С.72-89.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в Латинской Америке // Медиаобразование. 2006. N 3. С.69-71.
Фёдоров А. В. Международные конференции по медиаобразованию // Медиаобразование. 2006. № 1. С.50-72.
Фёдоров А. В. Варианты тестов, проблемных вопросов и заданий, наиболее часто используемых зарубежными педагогами на занятиях медиаобразовательного цикла // Медиаобразование. 2006. № 2. С.87-100.
Fedorov, A. (2005). Russia // Media Education in Europe. Media Education Journal. (Scotland). N 37, pp.20-21.
Fedorov, A. (2005). Russian Teachers’ Attitude to the Problem of Media Education of Pupils and University Students. AAN Quaterly. 2005. N 2, pp.3, 11-14. http://www.aerofurum.org
Fedorov, A. (2005). School Students and Computer Games with Screen Violence. In: RussianEducationandSociety. (USA). Vol. 47. N 11, pp.88-96.
Фёдоров А. В. А. В.Шариков – пионер российского медиаобразования // Искусство и образование. 2005. № 6. С.67-79.
Фёдоров А. В. Аудиовизуальные медиа и защита прав ребёнка (медиаобразование как один из путей противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию) // Инновационные образовательные технологии (Белоруссия). 2005. № 4. С.46-51.
Фёдоров А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура // Высшее образование в России. 2005. № 6. С.134-138.
Фёдоров А. В. Основные тенденции развития медиаобразования за рубежом в 70-80-х годах XX века // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 1. С.180-191.
Фёдоров А. В. От чтения книг – к чтению медиатекстов // Школьная библиотека. 2005. № 4. С.30-33.
Фёдоров А. В., Новикова А.А. Медиаобразование в Восточной Европе // Медиаобразование. 2005. № 4. С.49-55.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в Скандинавии // Медиаобразование. 2005. № 3. С.96-101.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в Германии, Австрии Швейцарии // Медиаобразование. 2005. № 2. С.97-106.
Фёдоров А. В. Медиаобразование, химия и… // Медиаобразование. 2005. № 2. С.109-111.
Фёдоров А. В. Пилотный номер «Экрана»: мнения российских студентов // Медиаобразование. 2005. № 2. С.87-96.
Фёдоров А. В. Аудиовизуальное творчество и экранная культура: медиаобразовательные аспекты // Медиаобразование. 2005. № 1.С.117-120.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в Австралии // Медиаобразование. 2005. № 1. С.103-106.
Фёдоров А. В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.
Фёдоров А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» // Педагогика. 2004. № 6. С.45-49.
Фёдоров А. В. И.С.Левшина: кинокритик и кинопедагог // Искусство и образование. 2004. № 6. С.75-79.
Фёдоров А. В. «Курганская школа»: от кинообразования – к медиаобразованию // Искусство и образование. 2004. № 4. С.52 – 70.
Фёдоров А. В., Новикова А.А. Медиаобразование в США и Канаде // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2004. № 9. С.96-104.
Фёдоров А. В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели // Высшее образование в России. 2004. № 8. С.34-39.
Фёдоров А. В. Права ребёнка и насилие на экране // Мониторинг. 2004. № 2. С.87-93.
Фёдоров А. В. Насилие на экране // Человек. 2004. № 5. С.142-151.
Фёдоров А. В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США // США-Канада: Экономика, политика, культура. 2004. № 1. С.77-93.
Фёдоров А. В. О.А.Баранов: от киноклуба – к университету // Искусство и образование. 2004. № 2. С.58-66.
Фёдоров А. В. Насильство на екранi // MediaКритика. 2004. № 6. С.28-32.
Фёдоров А. В. Революцiйно-класове насильство на екранi // Kino-kolo. 2004. № 22. С.40-45.
Фёдоров А. В. Киноискусство и художественное образование // Педагогика. 2002. № 2. С.21-26.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в Бельгии // Дистанционное и виртуальное обучение. 2002. № 6. С.53-56.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в Бельгии // Педагогика. 2002. № 1. С.97-99.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в Канаде // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 116-118.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в контексте «диалога культур» // Школьные технологии. 2003. № 3. С.122-126.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в России // AlmaMater. Вестник высшей школы. 2002. № 7. С.29-32.
Фёдоров А. В. Медиаобразование во Франции // AlmaMater. Вестник высшей школы. 2001. № 3. С.46-47.
Фёдоров А. В. Медиапедагогика Ю.Н.Усова // Искусство и образование. 2003. №3. C.65-74. № 4. С.78-95.
Фёдоров А. В. Молодёжь и медиа: Проблемы и перспективы // Встреча: Культурно-просветительная работа. 1997. № 11. С.44.
Фёдоров А. В. Насилие на экране и российская молодёжь // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2001. № 1. С.131- 145.
Фёдоров А. В. Неповнолiтня авдиторiя i проблема «екранного насильства» // Кinо-коло (Украина). 2003. № 20. С.86-103.
Фёдоров А. В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащейся молодежи // Специалист. 1994. № 1. С.15-19.
Фёдоров А. В. Практика обмеження показу насильства на американському екранi» // Кinо-коло (Украина). 2003. № 20. С.103-105.
Фёдоров А. В. Проблемы аудиовизуального восприятия // Искусство и образование. 2001. № 2. С.57-64.
Фёдоров А. В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. 2002. № 2. С.84-89.
Фёдоров А. В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. С. 33-38.
Фёдоров А. В. Уроки кино // Искусство кино. 1987. № 1. С.125.
Фёдоров А. В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование // AlmaMater. Вестник высшей школы. 2001. № 11. С.15-23.
Фёдоров А. В., Новикова А. А. Основные теоретические концепции медиаобразования // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 1. С.149-158.
Gilbert, L., Fedorov, A. (2004). A Model for Media Education Research in Russia and the US. Educational Media International, Vol. 41, N 2, pp.157-162.
Fedorov, A. (2004). Austrian Issue in the Mirror of Russian Media (1945-1955). Mediaenimpulse (Austria), N 12, pp.37-39.
Fedorov, A. (2004). Russian Children and the Problem of Media Regulation. News from ICCVOS, 1, pp.11-13.
Fedorov, A. (2003). Elektroniske og digitale medier og russiske barn: Problemet med lovregulering. Tilt (Norway), 4, pp.22-23.
Fedorov, A. (2003). Mediebegivenheter I Washington. Tilt (Norway). N 3, pp.27-28.
Fedorov, A. (2001). Von der Filmpadagocic zur Mediaenpadagogik. MERZ: Mediaen + Merziehung (Germany), 4, pp.256-261.
Fedorov, A. (2001). Russiask Medieundervising I Informajons-Alderen. Media I Skole og Samfunn (Norway), 1, pp.36-37.
Fedorov, A. (2001). Data/Videospill: Medievold og Tenaringer. Media I Skole og Samfunn (Norway), 2, p.41.
Fedorov, A. (2001). A Russian Perspective. Educommunication(Belgium), 55, pp.92-95.
Fedorov, A. (2000). Violence in Russian Films and Programmes. International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen (UNESCO), 2, p.5.
Fedorov, A. (2000). Ungdom og Russisk Filmvold. Media I Skole og Samfunn (Norway), 1, pp.16-23.
Fedorov, A. (2000). Summit 2000: Children, Youth, and the Media Beyond the Millennium. Media I Skole og Samfunn (Norway), 2, pp.6-8.
Fedorov, A. (2000). Russian Teenagers and Violence on the Screen: Social Influence of Screen Violence for the Russian Young People. International Research Forum on Children and Media (Australia), 9, p.5.
Fedorov, A. (2000). Media Education in Russia: Past and Present. International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen(UNESCO), 2, p.7.
Fedorov, A. (2000). En Sammenlignende Analyse Mellom Tyskland og Russland. Media I Skole og Samfunn (Norway), 4, pp.38-41.
Fedorov, A. (2000). Cinema-Art in the Structure of Russian Modern Arts Education. International Research Forum on Children and Media (Australia), 9, p.5.
Fedorov, A. (1999). Vold pa Skjermen: Social Paverkning pa Russisk Ungdom. Media I Skole og Samfunn (Norway), 5, pp.37-39.
Fedorov, A. (1999). The Rights of the Child and Problem of Violence on the Russian Screen. International Research Forum on Children and Media (Australia), 8, p.16.
Fedorov, A. (1999). The Cinema Market: What about Russia? Canadian Journal of Communication, 24, pp.141-142.
Fedorov, A. (1999). Russian Teenagers and Violence on the Screen. International Research Forum on Children and Media (Australia), 8, p.10.
Fedorov, A. (1999). Advanced Course for Final Year Undergraduate Students – The Mass and Individual Terror in the Mirror of the Russian Cinema-Art. International Research Forum on Children and Media (Australia), 8, p.16.
Fedorov, A. (1998). Screening Images. Media I Skolen (Norway), 5, pp.58-59.
Fedorov, A. (1998). Montreal Festival of Telescience. Audience (USA), 199, p.21.
Fedorov, A. (1998). Medieundervising for Russiske Studenter. Media I Skolen (Norway), 3, p.40.
Fedorov, A. (1998). Kanadisk Medie-Kunnskapsbok. Media I Skolen (Norway), 4, p.39.
Fedorov, A. (1998). From Boarding School to Nuthouse. Audience(USA), 199, pp.19-21.
Fedorov, A. (1997). Ungdom og Mediaer I Morgen: Problemer og Fremtidsutsikter. Media I Skolen (Norway), 3, pp.12-13.
Fedorov, A. (1997). The UN’s New Media Movement. Audience (USA), 196, p.40.
Fedorov, A. (1997). America, America. Cineaste, XXII, 4, p.62.
Fedorov, A. (1996). Videopirates. Audience (USA), 187, pp.2-4.
Fedorov, A. (1996). Festival of Geneva. Audience (USA), 192, p.9.
Fedorov, A. (1996). Crime on the Russian Screen. Audience (USA), 186, pp.14-16.
Fedorov, A. (1995). Russiske Studenters Kino og TV Preferancer. Media I Skolen (Norway), 4, pp.54-56.
Fedorov, A. (1995). Filmclubs Yesterday & Today. Audience (USA), 183, pp.15-17.
Fedorov, A. (1995). Film & TV – The Features of Mass Culture. Audience (USA), 184, pp.40-41.
Fedorov, A. (1994). The Russian Screen since 1960. Audience (USA), 179, pp.20-22.
Fedorov, A. (1992). Red Alert. Film Threat (USA), 6, p.13.
Fedorov, A. (1992). Les Gaietes mortelles de l’armee rouge. Panoramiques (France), 6, pp.116-117.
Fedorov, A. (1992). C’est pas du cinema. Panoramiques (France), 6, p.118.
Статьи в научных сборниках:
Фёдоров А. В. Контент-анализ на медиаобразовательных занятиях Образовательные технологии XXI века ОТ’07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007. С.163-165.
Фёдоров А. В. Классификация показателей развития медиаграмотности аудитории // Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.18-26.
Фёдоров А. В. Классификация показателей развития медиаграмотности студентов педагогических вузов // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. М.: Изд-во МГУ, 2006. С.549-551.
Фёдоров А. В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности // E-Citizen: Электронный гражданин. CD. М.: ECDL. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. 0, 3 п.л.
Фёдоров А. В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности // Социальная значимость педагогических кафедр в подготовке специалистов системы образования изменяющейся России/Ред. сов.: А.П.Тряпицына, Н.А.Лабунская, И.В.Гладкая. СПб: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2006. С.323-332.
Фёдоров А. В. Обоснование модели медиаобразования будущих педагогов // Образовательная среда сегодня и завтра. М.: Федеральное агентство по образованию, 2006. С.586-588.
Фёдоров А. В. Технологии медиаобразования в современном вузе // Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики/Ред. К.Э.Разлогов, Н.Б.Кириллова. – М. – Екатеринбург, 1996. С.182-198.
Фёдоров А. В., Новикова А.А. Ключевые теории медиаобразования // Преподаем журналистику: взгляды и опыт/Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006. С.51-84.
Фёдоров А. В. Основные модели медиаобразования в США // Человек в системе коммуникации/Ред. В.Г.Тихонов, Е.П.Савруцкая. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского гос. лингвист. ун-та, 2006. С.278-281.
Фёдоров А. В. Учебные программы по медиаобразованию в вузах: сравнительный анализ // Образование и наука – основной ресурс третьего тысячелетия/Ред. И.Г.Акперов и др. Ростов: Изд-во Ин-та управления, бизнеса и права, 2006. С.558-562.
Фёдоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность в обществах знаний // ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. М.: Изд-во Ин-та развития информационного общества, 2005. С.329-339.
Фёдоров А. В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников // Образование в пространстве культуры. Вып.2./Отв.ред. И.М.Быховская. М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2005. – С.259-277.
Фёдоров А. В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников // Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2005. С.84-97.
Фёдоров А. В. Возможности ограничения и контроля показа насилия на экране // Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. М.: Изд-во МГУ, 2005. С.61-63.
Фёдоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов // Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. С.51-71.
Фёдоров А. В. Проблема насилия на американском и российском экране // Americana. Вып.6. Волгоград: Изд-во Волг. гос. ун-та, 2004. С.292-305.
Фёдоров А. В. Медиаобразование в современной России // Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Ред. А. В.Фёдоров. М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. С. 50-56.
Фёдоров А. В. Медиаобразование и медиакритика в современном российском обществе // Журналистика 2003: Обретения и потери, стратегии развития. М.: Изд-во МГУ, 2004. С.38-39.
Фёдоров А. В. Проблема эстетического воспитания студенческой молодежи на материале экранных искусств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в воспитательно-образовательных системах. М.: Международная педагогическая академия, 1998. С.129-138.
Фёдоров А. В. Экранные искусства и молодые зрители // Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребёнка/ Под ред. А. В.Шарикова. М.: ЮНПРЕСС, 1994. С.55-57.
Фёдоров А. В. Экранные искусства и студенческая молодёжь // Проблемы современной кинопедагогики/Ред. И.С.Левшина, П.А.Черняев. М.: Ассоциация деятелей кинообразования, 1993. С. 100-104.
Fedorov, A., Chelysheva, I. (2004). Models of Media Education in Russia. In: Strykowski, W. and Skrzydlewski, W. (Eds.) Media Competences in the society of Knowledge. Poznan: EMPI2, pp.364-367.
Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts’ Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO.
Fedorov, A. (2000). The Digital Media Challenge & Russian Media Education. Pedagogy and Media: The Digital Shift. Geneva: ICEM-CIME, p.21.
Fedorov, A. (1999). Media Education in Russia. Educating for the Media and Digital Age. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.93-95.
Fedorov, A. (1999). Cinema Art in the Structure of Russian Modern Media Education. Educating for the Media and Digital Age. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.100-105.
Fedorov, A. (1998). Media Education of Russian Students on the Material of the Media-Screen Arts. Revista de Ciencia e Tecnologia: International Congress on Communication and Education (Brazil, Sao Paulo), n 2, file 003.
Fedorov, A. (1997). The Cinema and TV Preferences of Russian Students. Les jeune et les medias demain: Problematiques et perspectives. Paris: UNESCO-GRREM, p.16.
Fedorov, A. (1993). Les Dernieres-nees. Les Revues de Cinema dans le monde. Paris: Cinemaction-Corlet-Telerama, p.13.