«Единство и многообразие» или «однообразие без единства»: образование для малых этносов в КНР через призму социального управления*

УДК 378.1+316.43

ББК 74.48+60.8

DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_

Евгений Владимирович Кремнёв

Аннотация. Статья посвящена анализу системы образования для малых этносов в КНР через призму концепции социального управления. Центральной проблемой исследования является поиск баланса между политикой формирования «единства китайской нации» и конституционно закрепленными правами этносов на сохранение языкового и культурного многообразия. Автор прослеживает эволюцию этнической образовательной политики КНР с 1949 года по настоящее время, выделяя переход от доминировавшей в маоистский период модели, которая может быть охарактеризована через конфуцианскую концепцию «однообразия без единства» (тун эр бу хэ), к современной модели «единства и многообразия» (хэ эр бу тун). На основе теоретической рамки «вертикального взаимодействия» анализируется гибридная модель управления, при которой партия и правительство как субъект сохраняют иерархический контроль, но делегируют этносам как объекту часть полномочий и ответственность за сохранение их идентичности. В результате выявлены и охарактеризованы способы реализации модели «единства и многообразия» в рамках четырех ключевых стратегий современного образования для малых этносов: мультикультурности, культурной трансформации, этнической идентичности и социального равенства.

Ключевые слова: образование для малых этносов, Китай, социальное управление, единство и многообразие, однообразие без единства, китайская нация, этническая идентичность, двуязычное образование, вертикальное взаимодействие.

*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №25-28-00601, https://rscf.ru/project/25-28-00601/.

Скачать 467,6 kB