Адресатная адаптация медиатекста
УДК 81’42
DOI 10.51955/2312-1327_2021_4_136
Аннотация. В статье рассматривается проблема учета фактора адресата автором медиасообщения с позиций медиалингвистики. Современный медиадискурс предлагает аудитории большой объем материала, задачей которого является целенаправленное воздействие на сознание аудитории, и воздействие это растет. Успешность медиатекста обеспечивается рядом факторов. Представляется необходимым выявить коммуникативные характеристики медиаречи, обеспечивающие понимание и доверие аудитории автору предлагаемых медиафактов. В этом автор видит цель своей работы. Исследование показало, что эффективным является воздействие текста, который учитывает аксиологическую картину мира аудитории. Рассмотрен ряд примеров, иллюстрирующих данное положение и демонстрирующих манипулятивные механизмы, задействованные генераторами медиадискурса для достижения своих целей. Особый интерес представляет пример, отражающий кардинальное изменение ценностей, к которым апеллируют авторы медиасообщений, в зависимости от меняющейся целесообразности. Не менее важную роль в привлекательности и действенности медиатекста на аудиторию играют риторические эффекты диалогического типа общения между автором и аудиторией, основными из которых автор статьи выделил эффект живого общения, эффект сопричастности, эффект любопытства, эффект удивления, эффект догадки. Языковые способы достижения этих эффектов продемонстрированы в статье.
Ключевые слова: медиадискурс, медиафакт, адресат, прагматика, коммуникация, риторический эффект, адаптация, ценности.
Скачать 310,9 kB