Образ Белого движения в отечественном киноискусстве 1940–1950-х-годов*

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Фёдоров А. В.

Сравнительный анализ сюжетных схем, персонажей и идеологии советских звуковых фильмов 1940−1950-х годов, в той или иной степени затрагивающих тематику Белого движения, приводит к выводу о существенном сходстве их медийных стереотипов. Контент-анализ медиатекстов 1940-х гг. на тему, связанную с Белым движением, позволяет обобщенно представить основные сюжетные схемы следующим образом: жестокие и коварные, подлые и хитрые белогвардейцы и их союзники пытаются свергнуть большевицкую власть всеми доступными им способами (военные и/или партизанские действия, интервенция, мятеж, террористические акты, шпионаж, подкуп и пр.), но терпят неизбежное поражение… Однако в связи с наступившей «оттепелью» в ряде фильмов 1950-х гг. образы белогвардейцев подаются уже в более очеловеченном ключе.

Ключевые слова: Белое движение, белогвардейцы, экран, фильм, СССР, киноискусство, кинематограф, кино, медиатекст, медиакомпетентность, медиаобразование.

* Статья написана при финансовой поддержке государственной стипендии Министерства культуры Российской Федерации (2015)

Скачать (266,1 kB)