№3, 2015

Слово к читателям

Иванова Людмила Анатольевна,

начальник центра дополнительного профессионального образования ИФ МГТУ ГА, кандидат педагогических наук, доцент.

Уважаемые коллеги, давние и новые читатели нашего журнала!

Рада снова приветствовать Вас и представить Вашему вниманию очередной номер Международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». Хочу выразить искреннюю благодарность авторам за содержательный, проблемно-ориентированный выпуск журнала.

Читать далее

Авиационная техника

К вопросу о расчётах безотказности мажоритарных и сложных систем

УДК 629.7/621.01 ББК 30в6

Фурманова Е. А.Бойко О. Г.Шаймарданов Л. Г.

В работе предложен методологический подход, основанный на представлении о том, что при стационарном процессе вероятность отказа элемента в работоспособной части системы определяется суммарной плотностью вероятности потоков отказов элементов, составляющих эту часть системы, и их предшествующей наработкой.

Цель работы заключается в сравнении возможностей традиционных и предлагаемых методов в расчётах безотказности мажоритарных и мостиковых систем.

Результаты, полученные по предлагаемому подходу, строго соответствуют условиям отказов систем. Правомерность подхода подтверждена результатами экспериментальных исследований. Предлагаемые в работе методы могут быть использованы при расчётах безотказности функциональных систем самолетов и космических аппаратов.

Ключевые слова: мажоритарная система, сложная система, вероятность отказа, плотность потока отказов элементов, дискретность отказов.

Скачать (431,9 kB)

Экологическая безопасность авиаперевозок

Метод снижения экологической опасности при авиационных происшествиях

УДК 656.7.081 ББК 39.5

Николайкин Н. И., Старков Е. Ю., Климов П. И.

В статье рассматривается негативное воздействие на окружающую среду от авиационного происшествия с гражданскими воздушными судами как одного из важных моментов при эксплуатации авиационной техники. Предлагается рассматривать и оценивать данное влияние, используя теории физико-химических систем (ФХС) и теории геотехнических систем (ГТС). В завершение рекомендуется методика по снижению отрицательного влияния на окружающую среду нефтепродуктов, пролитых в результате авиационного происшествия.

Ключевые слова: гражданская авиация, авиационное происшествие, защита окружающей среды, физико-химические системы, геотехнические системы, детоксикация, углеадсорбция.

Скачать (294,6 kB)

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

Образ Белого движения в отечественном киноискусстве 1940–1950-х-годов*

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Фёдоров А. В.

Сравнительный анализ сюжетных схем, персонажей и идеологии советских звуковых фильмов 1940−1950-х годов, в той или иной степени затрагивающих тематику Белого движения, приводит к выводу о существенном сходстве их медийных стереотипов. Контент-анализ медиатекстов 1940-х гг. на тему, связанную с Белым движением, позволяет обобщенно представить основные сюжетные схемы следующим образом: жестокие и коварные, подлые и хитрые белогвардейцы и их союзники пытаются свергнуть большевицкую власть всеми доступными им способами (военные и/или партизанские действия, интервенция, мятеж, террористические акты, шпионаж, подкуп и пр.), но терпят неизбежное поражение… Однако в связи с наступившей «оттепелью» в ряде фильмов 1950-х гг. образы белогвардейцев подаются уже в более очеловеченном ключе.

Ключевые слова: Белое движение, белогвардейцы, экран, фильм, СССР, киноискусство, кинематограф, кино, медиатекст, медиакомпетентность, медиаобразование.

* Статья написана при финансовой поддержке государственной стипендии Министерства культуры Российской Федерации (2015)

Скачать (266,1 kB)

Тенденции и перспективы развития российского медиаобразования: использование лучших традиций британской медиапедагогики*

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Челышева И. В., Михалева Г. В.

Статья посвящена основным тенденциям современного развития и дальнейшим перспективам российской медиапедагогики с учётом использования опыта британского медиаобразования. Авторы рассматривают наиболее продуктивные подходы британских медиапедагогов, направления, условия и задачи, актуальные для отечественного медиаобразования.

Ключевые слова: медиа, медиаобразование, медиакомпетентность, российская медиапедагогика, сравнительный анализ, медиаобразование в Великобритании.

*Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта – И. В. Челышева

Скачать (151,9 kB)

Информационная война на страницах российской и украинской прессы: сравнительный анализ*

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Мурюкина Е. В.

В рамках данной статьи рассматривается сравнительный анализ информационной войны на страницах российской и украинской прессы. Информационная война в периодической печати затрагивает практически все области жизни человека, его интересы и потребности, с позиций информационной войны часто интерпретируются и конфликт России и Украины. Задача медиакритики здесь – создание сбалансированного, подтвержденного фактами информационного поля, лишённого политической ангажированности.

Ключевые слова: медиакритика, информационная война, синтез, информационные технологии, пресса, телевидение, Интернет.

* исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00014) в НОУ ВПО «Таганрогский институт управления и экономики». Тема проекта: «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов»

Скачать (286,2 kB)

Вклад Э. Кустурицы в сербскую медиакритику*

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Мурюкина Е. В.

В статье рассматриваются некоторые вопросы развития медиакритики в Сербии. Она тесно связана с деятельностью знаменитого югославского и сербского режиссёра Эмира Кустурицы, который с помощью художественных образов в своих фильмах выражает собственное мнение о событиях в своей стране. Его медиакритическая деятельность находит отражение в кинематографических, музыкальных произведениях, телевизионных и печатных текстах. Эти материалы используются в медиаобразовании сербских школьников и студентов.

Ключевые слова: медиакритика, медиаобразование, Сербия, функции, Эмир Кустурица, школьники, студенты.

* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском государственном институте управления и экономики.

Скачать (132,1 kB)

Медиаобразование как педагогический феномен

УДК 37.011 ББК 74.58:73

Запевалина О. В.

В статье представлена содержательная характеристика понятия «медиаобразование», широкий анализ и интерпретация высказываний известных медиапедагогов прошлого и настоящего, их рассуждения о смысле медиаобразования, позволяющие представить путь эволюции данного феномена. В заключении статьи автор делает акцент на необходимости развития медиакультуры и критического мышления личности, которые помогут подготовить молодое поколение к жизни в новых информационных условиях.

Ключевые слова: медиаобразование, медиа, информационные технологии, средства массовой коммуникации, медиатекст, информационное общество, медиакультура, критическое мышление

Скачать (421,6 kB)

Глоттогенез

К теории глоттогенеза: Иоганн Гердер

УДК 81.00 ББК Ш141.01.2973

Даниленко В. П.

И. Гердер заложил основы эволюционного подхода к решению проблемы глоттогенеза. Язык при этом подходе рассматривается как продукт всей предшествующей эволюции – физической, биотической, психической и культурной.

Ключевые слова: Иоганн Гердер, происхождение языка, универсальный эволюционизм, религия, наука, искусство, нравственность, политика, язык.

Скачать (538,2 kB)

Анализ дискурса

Нарратив как непрототипическая дискурсивная перформативная формула

УДК 81-22 ББК 81.00

Лемешко Ю. Р.

Статья посвящена анализу нарратива, представляющего собой текст лозунгового типа и являющегося частью общественно-значимого политического или экономического события. Нарратив анализируется как непрототипическая дискурсивная формула с точки зрения функционирования знаков в семиотике коммуникации.

Ключевые слова: нарратив, слоган, прототипическая дискурсивная перформативная формула, непрототипическая дискурсивная перформативная формула, знак, аттрактивность, дестинация.

Скачать (461,3 kB)

Лингвистика. Анализ текста

Колыбельные для взрослых

УДК 811.112.2 ББК 83.3(2Рос=Рус)6+81.2Нем

Меркурьева В. Б.

Статья посвящена пародии жанра колыбельной. На материале текстов немецких авторов и авторов – российских немцев разных эпох показывается изменение жанра: смещение ракурса общения, исчезновение детской тематики, возникновение нового перлокутивного эффекта.

Ключевые слова: колыбельная, пародия, анафора, эпифора, макароническая песня.

Скачать (193,9 kB)

Регионоведение и востоковедение

Партийная система КНР в типологическом аспекте: однопартийность или неконкурентная многопартийность?

УДК 321 ББК 66.3(4/8)

Баринкова А. В., Кремнёв Е. В.

В статье рассматриваются основные типологии партийных систем и даётся анализ партийной системы КНР. Особое внимание уделено рассмотрению Народного политического консультативного совета Китая как особого органа системы многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Ключевые слова: партийная система, однопартийная система, многопартийная система, система многопартийного сотрудничества и политической консультации, Народный политический консультативный совет Китая.

Скачать (386,1 kB)

На перекрёстке мнений

Новая профориентация как средство изменения миграционных настроений молодых дальневосточников

УДК [37.048.45+331.548:374.32]:[331.556.2:159.942.5(571.6)] ББК 74.200.52+65.248

Поличка Н. П.

В статье предлагается новая система профориентации учащихся, основной целью которой является уменьшение оттока молодёжи из регионов Дальнего Востока. Для этого в систему включены три блока: профессиональная диагностика, подготовка к работе по найму и подготовка к самозанятости. В ходе обучения учащиеся самостоятельно анализируют ситуацию на рынке труда как дальневосточных, так и других регионов. А результатом изучения основ самозанятости являются бизнес-проекты и социальные проекты учащихся, основанные на региональной дальневосточной специфике.

Ключевые слова: отток молодёжи, профессиональная ориентация, профессиональная диагностика, выбор профессии, работа по найму, рынок труда, подготовка к самозанятости, бизнес-проекты, социальные проекты.

Скачать (402,0 kB)

Вопросы профильного обучения

Психологическое сопровождение профильного обучения

УДК 37.047 ББК 74.200.52

Вишленкова Н. Г.

В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения личности школьника. Даётся характеристика психодиагностических исследований в рамках профильного обучения, делается вывод о необходимости создания единого школьного профориентационного пространства. Создание такого информационного пространства возможно посредством элективного образования, т. е. конкретных профессиональных проб. Затронут вопрос о психологической поддержке профильного обучения в школе.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, профильное обучение, профильное самоопределение, проектирование себя в профессии, выбор профессии, профконсультация, профессиограмма, профессиональные пробы

Скачать (415,6 kB)

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в современном образовании

Особенности связной речи депривированных младших школьников

УДК 321.927 ББК 74.3я73+88я73

Мурашова И. Ю., Кравченко Т. Л.

В статье рассматриваются результаты исследования устной связной речи у обучающихся первых классов санаторной школы-интерната для детей, нуждающихся в длительном лечении, характеризуются специфические особенности связных высказываний депривированных младших школьников.

Ключевые слова: связные высказывания, депривированные младшие школьники, особенности развертывания собственного замысла во внешней речи, смысловые лексические единицы, кодифицированная речь, разговорная речь.

Скачать (294,4 kB)

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

Социально-ролевые и уголовно-правовые характеристики личности лица, получающего общее или среднее профессиональное образование и совершившего преступление

УДК: 343.918 ББК: 67.518.0

Гиниятуллина Е. З.

В статье приводится авторское определение понятия «личность лица, получающего общее или среднее профессиональное образование и совершившего преступление». Данное понятие характеризуется социально-типологическими, социально-ролевыми, нравственно-психологическими и уголовно-правовыми признаками. В данной статье называются социально-ролевые признаки структуры указанной личности, т. е. даётся характеристика тем социальным ролям, которые играет в обществе обучающийся, совершивший преступление, и раскрываются уголовно-правовые показатели, характеризующие, в первую очередь, форму вины и структуру совершенных обучающимся лицом преступлений.

Ключевые слова: личность, образование, обучающиеся, преступность, профилактика преступности.

Скачать (421,1 kB)

Особенности педагогического общения в вузе

УДК 378 ББК 74.5

Кочергина О. А.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего образования. Обосновывается специфика педагогического общения и его коммуникативной составляющей как необходимого условия результативной профессиональной деятельности педагога высшей школы. Статья предназначена для преподавателей вузов.

Ключевые слова: общение, педагогическое общение, коммуникация, педагогическая коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные технологии.

Скачать (143,6 kB)

Самостоятельная работа студента в образовательном процессе колледжа технического профиля

УДК 377.8 ББК 22.1

Миндеева С. В., Толстых О. Д.

В статье рассматривается самостоятельная работа студента как способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Далее приведены примеры аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы – это метод неполного конспекта и организационно-деятельностная игра при обучении математике в колледже технического профиля.

Ключевые слова: самостоятельная работа, колледж, неполный конспект, организационно-деятельностная игра.

Скачать (360,8 kB)

Сравнительная педагогика

Профессионализация социальной работы в США

УДК 378.2 ББК 74.58

Целых М. П.

В статье рассматривается процесс профессионализации социальной работы в США в историческом аспекте. Предметом анализа является проблема формирования профессионального статуса и определение понятия профессии социальная работа. Рассматриваются различные критерии, черты и признаки, характеризующие уровень развития социальной работы как профессии. Показано, что в качестве ведущих компонентов профессиональной деятельности выступают: система знаний, профессиональный авторитет специалистов, санкция общества, этический кодекс и профессиональная культура. Выявлено, что ведущим фактором профессионализации социальной работы в США является активная деятельность самих профессионалов, объединенных в профессиональные ассоциации.

Ключевые слова: социальная работа, профессия, профессионализация.

* Работа написана при поддержке гранта РГНФ «Подготовка будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности», Проект № 15-06-00039.

Скачать (156,9 kB)

Современные проблемы воспитания

Духовные ценности и формирование личности

УДК 37.012.8 ББК 74.00

Белых Т. В.

Представления о ценности имеют непосредственное отношение к воспитанию, потому что содержание воспитания составляет реализация социальных программ, функционирующих в системе ценностей. Духовные ценности – фактор, определяющий регуляцию поведения личности. Статья посвящена изучению механизмов формирования ценностных ориентаций личности старшеклассника

Ключевые слова: ценностные ориентации, духовные ценности, система ценностей, формирование личности.

Скачать (120,7 kB)

Обоснование модели процесса формирования гражданской активности студенческой молодёжи в воспитательной работе вуза

УДК 37 ББК 74

Грибанова В. А. 

В статье описана модель процесса формирования гражданской активности студенческой молодёжи в воспитательной работе вуза. Определены цели, задачи, этапы, уровни, оптимальные средства, направления и формы работы, прогнозирующей наиболее значимые изменения в личности студента.

Ключевые слова: гражданская активность, студенческая молодёжь, воспитательная работа, модель.

* Статья поддержана грантом РГНФ №15-06-00039 «Подготовка будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности»

Скачать (432,8 kB)

Внимание: опыт

Синтез материальной и нематериальной мотивации персонала в Осинской средней школе № 2*

УДК 330.88 ББК 65

Халбаева-Широнова А. В.

Рассматривается управленческая деятельность директора МБОУ «Осинская СОШ № 2» по использованию нематериальных средств в управлении своей школой. Актуальность поднятой темы объясняется наличием в настоящее время в образовательной системе России противоречий между недостатком финансовых средств в условиях экономического кризиса и неразработанностью эффективной системы нематериального стимулирования педагогического персонала. Нематериальная мотивация педагогического персонала рассматривается как один из важнейших методов стимулирования, который позволяет школе устойчиво развиваться, быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг, сохранять стабильность, что в целом влияет на повышение качества подготовки обучающихся.

Ключевые слова: мотивация, нематериальные стимулы, мотивация персонала, система нефинансовой мотивации, нематериальное стимулирование, нематериальное поощрение, эффективность.

* Переработанный вариант эссе на Всероссийский конкурс «Директор школы – 2015». Конкурс проводит Общество с ограниченной ответственностью «Издательская фирма „Сентябрь”» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Тема конкурса 2015 года: «Мотивация персонала: что, кроме денег». Информация об условиях конкурса, его ходе и итогах размещается на официальном сайте http://konkurs.direktor.ru

Скачать (617,6 kB)

Студенты факультета мировой экономики очарованы шедеврами поэзии и классической музыки

УДК 378:78 ББК 85.31

Хамаганова Л. Д.

Целенаправленное музыкальное просвещение и воспитание студентов способствует развитию художественно-эстетического и духовного потенциала личности. В статье раскрываются основные направления и формы работы, проводившейся на факультете мировой экономики и государственного управления ФГБОУ ВПО «БГУЭП», по приобщению студентов к музыкальному искусству. Затрагивается проблема воздействия классической музыки на внутренний мир студентов.

Ключевые слова: искусство, музыка, музыкальное образование, литературно-музыкальная композиция, оркестр, классическая музыка, филармонические концерты, литературно-музыкальный вечер, симфония.

Скачать (197,2 kB)

Учителя Иркутской области представляют

Взаимозаменяемые детали, узлы и механизмы

УДК 004.738.5 ББК 32.973.202

Баранова В. И.

Статья посвящена теме взаимозаменяемости деталей, узлов и механизмов в автомобиле. Приводится информация о взаимозаменяемых деталях в тюнинге старых машин, в автомобилях, созданных на одной платформе, информация об оригинальных и неоригинальных запчастях. На примере марки «Форд-Фокус» хэтчбэк 2010 г. рассмотрена возможность замены детали от отечественного автомобиля.

Ключевые слова: взаимозаменяемые детали, тюнинг, платформа, оригинальные запчасти, неоригинальные запчасти.

Скачать (273,3 kB)

Дебют в науке

К вопросу об уточнении понятий «интеллект», «потенциальный интеллект», «интеллектуальные способности»

УДК 159.95 ББК 88.6

Лучникова А. А.

В данной статье проводится анализ психолого-педагогической литературы. В нём осуществляется интерпретация понятий «интеллект», «потенциальный интеллект» и «интеллектуальные способности» через различные взгляды учёных. Осуществляется переход к выводу, что провести чёткую границу между отдельными психическими процессами невозможно, т. к. это деление весьма условно, и психика человека представляет собой целостность.

Ключевые слова: интеллект, потенциальный интеллект, кристаллический интеллект, интеллектуальные способности, познавательные процессы.

Скачать (120,3 kB)

Оценка уровня здоровья обучающихся колледжа с учётом их тонуса вегетативной нервной системы

УДК 613.62 ББК 28.7

Мухарский П. О., Зарубина К. В.

В статье представлены исследования выявления уровня здоровья обучающихся колледжа в соотношении с их тонусом вегетативной нервной системы. Вопрос о данной взаимосвязи достаточно актуален как в области медицины, физиологии, психологии, так и в педагогике. Особенно учитывая тот факт, что обучающиеся зачастую подвергаются стрессу во время сдачи зачётов и экзаменов, то знание биологической и социальной адаптации человека к различным условиям среды обитания и образу жизни помогут обучающимся успешно справляться с нагрузками.

Ключевые слова: уровень здоровья, вегетативный тонус, здоровье обучающихся, вегетативная (автономная) нервная система.

Скачать (138,3 kB)