№ 2, 2019

Слово к читателям

Уважаемые читатели и авторы публикаций, позвольте мне от имени Редакционного Совета и редколлегии международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» открыть второй номер в 2019 году и поздравить уважаемого Олега Анатольевича Горбачева, члена редакционного Совета нашего журнала по направлению 05.00.00 – Технические науки с замечательным юбилеем!

Дар руководителя (об О. А. Горбачеве)

13 июня 2019 года исполняется 60 лет директору Иркутского филиала МГТУ ГА О. А. Горбачеву. В связи с 60-летием Олега Анатольевича, конечно, нельзя не отметить огромную его заслугу, большую и продуктивную роль в развитии и процветании Иркутского филиала МГТУ ГА.

Следует отметить, что именно в непростое время для российских вузов, период непрерывных реформ и модернизационных процессов в 2003 году Олег Анатольевич возглавил Иркутский филиал МГТУ ГА. Анализируя вышеназванный период с 2003 по 2019, период руководства филиалом вуза Горбачевым Олегом Анатольевичем, приходит осознание того, что благодаря профессионализму руководителя наш филиал не только выстоял, но и продолжает свое развитие.

Читать далее…

Летательные аппараты, авиационные двигатели и методы их эксплуатации

УДК 629.5.03-843.8 ББК 74.5

Караваев Ю.А.

Ходацкий С.А.

В статье сформулированы общие подходы к формированию методики оценки остаточного ресурса длительно эксплуатируемых ТРДД на самолетах Гражданской Авиации с учетом реальных условий эксплуатации. На примере авиационного двигателя Д-436-148 со штатной программой управления выполнен анализ влияния величины радиальных зазоров в газовой турбине на темп исчерпания ресурса модуля ТРДД – газовой турбины. В качестве параметра, определяющего темп исчерпания ресурса газовой турбины, предлагается использовать долю повреждаемости рабочей лопатки на взлетном режиме.

Ключевые слова: ресурс газотурбинного двигателя, радиальные зазоры в газовой турбине, долговечность рабочих лопаток, ползучесть.

Скачать 447,8 kB

Транспорт

УДК 654.02  ББК 39.278

Халиков А. А.

Ураков О. Х.

В статье рассматриваются существующие сети оперативно-технологической связи с применением IP-технологии, и анализируется эффективность их применения на железнодорожном транспорте в Акционерном обществе «Узбекистан темир йуллари» (АО «УТЙ»). Кроме того, представлены концептуальные основы технологии IP-телефонии по разработке эффективных методов передачи данных с помощью систем цифровой связи диспетчерского контроля в оперативном режиме, обеспечивающих непрерывность процесса управления движением поездов железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: исследование, результат, железная дорога, IP-технологии, оперативно-технологическая связь, диспетчерская связь.

Скачать 247,8 kB

Литературоведение

УДК 82-121 ББК 80/84

Верховых И.А.

В статье рассматриваются различные психодраматические приемы, использованные М. И. Цветаевой в лирической сатире «Крысолов». Автор обращает внимание на подчеркнутую диалогичность цветаевского текста, являющуюся попыткой побеседовать с самой собой. С этой целью Цветаева нарушает стилистическое единство, использует различные синтаксические маркеры и лексические окказионализмы. Отдельное внимание автор уделяет приемам персонификации неодушевленных предметов и перевоплощения. В конце статьи автор делает вывод о психодраматическом характере поэзии Цветаевой.

Ключевые слова: психодрама, диалогичность, раздвоение, действенность, ассоциативный хаос, синтаксические маркеры, окказионализмы, импровизация, персонификация, перевоплощение.

Скачать 241,3 kB

Лингвистика

УДК 811.11-112 ББК 81.2Нем

Портнова Т. Ю.

Целью статьи является анализ взаимосвязи синтаксиса и семантики парных именований в современном немецком языке. Автор описывает особенности и основные принципы структурной и семантической организации парных именований, используя семантико-синтаксический закон меризма, сформулированный в трудах Ю. М. Малиновича, в соответствии с которым в сочинительных синтаксических построениях находит отражение своеобразная иерархия представлений человека о внешнем мире во всем многообразии его проявлений.

Ключевые слова: парные именования, меризм, порядок слов, логика соотношения больших и малых величин.

Скачать 218,3 kB

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 81.42 ББК 81.2 Англ

Савина И. В.

Кривченко И. Б.

В данной работе представлено исследование глаголов коммуникации в рамках англоязычного драматургического дискурса. Лингвосинергийные аспекты  функционирования данных глаголов в драматургических произведениях англоязычных авторов раскрываются в двух плоскостях – диалогическом пространстве пьесы и авторских включениях. Именно благодаря синергийному потенциалу таких глаголов, эти две плоскости начинают активно взаимодействовать друг с другом.

Ключевые слова: драматургический дискурс, лингвосинергетический подход, глаголы коммуникации.

Скачать 233,5 kB

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 791.43 ББК 85.373(2)

Катрич (Шаханская) А.Ю.

Герменевтический анализ конкретного советского аудиовизуального медиатекста о школе и вузе на медиаобразовательных занятиях со студентами сделан в статье на примере киноленты «Баламут» (1978). Автор придерживался методологии герменевтического анализа медиатекстов, разработанных А. Силверблэтом [Silverblatt, 2001] и У.Эко [Эко, 2005], с опорой на ключевые понятия медиаобразования. Также приводятся примеры творческих заданий для реализации в студенческой аудитории.

Ключевые слова: медиаобразование, герменевтический анализ, кинематограф, СССР, игровой фильм, школа, вуз, студенты.

* Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и  вуз в  зеркале советских, российских и  западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.

Скачать 515,7 kB

УДК 791.43 ББК 85.373(2)

Катрич (Шаханская) А.Ю.

Герменевтический анализ конкретного российского аудиовизуального медиатекста о школе и вузе на медиаобразовательных занятиях со студентами сделан автором на примере комедийного телесериала «Физрук» (2014-2016). Рассчитанные в основном на молодежную аудиторию телесериалы на тему школы и вуза имеют развлекательный характер и невысокую художественную ценность. Тем не менее, могут быть интересны для герменевтического анализа в студенческой аудитории в историческом, идеологическом, социокультурном и др. контекстах.

Ключевые слова: герменевтический анализ, медиаобразование, студент, школьник, школа, вуз, педагог, медиатекст, телесериал.

* Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и  вуз в  зеркале советских, российских и  западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.

Скачать 337,7 kB

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73

Михалева Г.В.

В статье рассматривается проблема использования аудиовизуальных медиатекстов о школе и вузе в медиаобразовательном процессе на примере интернета. Анализ отечественного и зарубежного практического опыта применения аудиовизуальных медиатекстов показывает, что медиаобразование на материале интернета должно способствовать формированию у учащихся «скептического» отношения к онлайн контенту на основе критического анализа аудиовизуальных текстов.

Ключевые слова: медиаобразование, медиатекст, школа, вуз, интернет, аудиовизуальный текст, вебсайт, онлайн контент, «вирусное» видео, медиапроект.

*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и  вуз в  зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта – А. В. Федоров.

Скачать 265,2 kB

УДК 37.013.43 ББК 74.03(2)

Мурюкина Е.В.

В статье изучены основные изменения, произошедшие в годы «перестройки», оказавшие существенное влияние на современное медиаобразование в России, они позволили расширить методологические основы медиапедагогики. Такая трансформация методологической базы опиралась на существовавшие объективные предпосылки: практические результаты зачастую опережали теоретические основы; выход СССР из изоляции по отношению к исследованиям Запада. Изменения, заложенные в годы «перестройки», стали основой для современного медиаобразования в нашей стране.

Ключевые слова: реформы, история, методология, СССР, медиаобразование, медиапедагоги, «перестройка».

*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 19-013-00597 «Трансформационные процессы в отечественном медиаобразовании периода «перестройки», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта – Е. В. Мурюкина.

Скачать 195,6 kB

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73 Ч 411

Челышева И.В.

В статье рассматриваются медиаобразовательные возможности аудиовизуальных медиатекстов на школьную и студенческую тему. С этой целью в статье представлен обзор научных публикаций по исследуемой проблеме, результаты научных трудов по методике и технологии медиаобразования. В основу проведенного анализа легли научные труды К. Бэзэлгэт, А. Силверблэта, У. Эко с опорой на ключевые понятия  медиаобразования: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences).

В исследовании представлены практические аспекты организации медиаобразовательных занятий, включая литературно-аналитические, имитационно-творческие; театрализованно-ролевых творческих заданий на материале аудиовизуальных медиатекстов на тему школы и вуза. 

Ключевые слова: герменевтический анализ, аудиовизуальный медиатекст, методика и технология медиаобразования, студенты, школьники.

*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете. 

Скачать 290,5 kB

УДК 378.184 ББК 74.4

Челышева И.В.

В статье рассматриваются риски современного медиапространства в контексте формирования межэтнической толерантности современной молодежи. Автором представлен анализ современной социокультурной ситуации с точки зрения использования возможностей медиаобразования для развития межнациональной культуры студентов.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, студенческая молодежь, медиакультура, медиаобразование, медиатекст.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)»,  выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта – кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.

Скачать 251,9 kB

Образовательная политика

УДК 374 ББК 74.200:587

Поличка Н. П.

Рассматриваются два аспекта правового регулирования дополнительного образования детей в России: государственные обязательства и направленность программ дополнительного образования детей. Анализируется правоприменительная практика деятельности субъектов федерации и органов местного самоуправления по организации дополнительного образования детей. Формулируются существующие проблемы и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, государственные гарантии, направленность программ дополнительного образования детей.

Скачать 258,2 kB

Методология и теория педагогики

УДК 379.8 ББК 77.0

Бабаян А. В.

Статья посвящена характеристике методологических подходов к социально-культурному проектированию. Даются определения терминов «проект», «проектирование», «социально-культурное проектирование», раскрываются сущность и особенности этих явлений. Раскрываются такие методологические подходы к социально-культурному проектированию, как системный, деятельностный, ситуационный, проблемный (прогнозный), объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный, антропологический, аксиологический подходы, принцип детерминизма, дополнительности.

Ключевые слова: социально-культурная сфера, проект, проектирование, социально-культурное проектирование, методологические подходы, методологические принципы.

Скачать 212,7 kB

Сравнительная педагогика

УДК 372.853. (575.2)(043.3) ББК 74.04(3)

Курманкулов Ш. Ж.

Жороев А. К.

В статье представлены важные организационно-педагогические условия (необходимые и достаточные), которые обеспечивают стойкое реформирование системы среднего общего образования в Кыргызстане. Автором используется компетентностный подход к рассмотрению педагогических явлений, выявлена специфика, как инновационной деятельности, так и готовности к ней учителя сельской школы. Дан краткий обзор современного состояния системы среднего общего образования в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: инновация, новая парадигма, образовательный стандарт, компетентность, концепция, технология образования, образовательная база, образовательная среда, традиционный урок, факторы.

Скачать 219,9 kB

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 35.08 ББК 74.40

Комков В. А.

Котлярова О. В.

В представленной статье авторским коллективом представлены результаты исследования, направленного на изучение образовательных потребностей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Владимирской области. Основной гипотезой становится гипотеза о необходимости деформации системы дополнительного профессионального образования. В качестве рационального решения представлен комплекс мер, направленных на прорывное развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, непрерывное образование.

Скачать 191,5 kB

УДК 378.2 ББК 74.58 Ц 349

Целых М. П.

В статье проанализированы различные подходы к трактовке понятия имидж. Охарактеризованы исследования, посвященные феномену имиджа (субстанциональный статус) и рассматривающие процесс его формирования (процессуальный онтологический статус). Подчеркивается необходимость вывода научных исследований в прикладную плоскость для поиска средств и ресурсов конструирования положительного образа социального педагога/социального работника в России.

Ключевые слова: имидж, образ, профессиональный имидж, социальный педагог, социальный работник, имиджелогия, социально-педагогическая деятельность.

Скачать 254,1 kB

Начальное образование: теория и практика

УДК 82 (571.54) ББК 83.3 (2 Рос. Бур) С 57

Содномов С. Ц.

В статье рассматриваются критерии литературного развития и уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста на уроках литературного чтения на бурятском языке. 

Ключевые слова: начальная школа, младший школьник, критерии литературного развития на бурятском языке, уровни восприятия художественного произведения.

Скачать 221,7 kB

Вопросы философии

УДК 177 ББК 87.7

Егоров А. В.

В статье рассматриваются функциональные особенности диалектики и её роль в становлении и развитии содержания совести. Автор обосновывает необходимость культуры совести в жизни общества и личности, как культурно- нравственную ценность.

Ключевые слова: диалектика, диалектика совести, совесть, культура совести.

Скачать 206,9 kB

Государство и право

УДК 343 ББК 67.408

Сидорова Е. З.

Настоящая статья посвящена историко-правовому анализу существования и развития свидетельских показаний как одного из видов доказательств в уголовном праве России прошлых столетий. Автор отмечает, что о правах и обязанностях свидетелей законодатель упоминает как в XVIII, так и в XIX веках. Тем не менее, объем свидетельских прав и обязанностей в русском уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве XVIII и XIX веков был различным. Более подробная их регламентация связана, по мнению автора, с развитием русского права.

Ключевые слова: уголовное право, свидетель, уголовный процесс, история уголовного права.

Скачать 192,9 kB

Дебют в науке

УДК 811.161.1 ББК 81.006 К 592

Изотова В. А.

Короткова А. В.

В работе исследуются эргонимы магазинов женской одежды. Авторы задаются вопросом, чем обусловлен выбор слова при создании эргонима, и насколько этот выбор эффективен. Отмечается популярность иноязычных эргонимов в этой сфере нейминга (деятельности по разработке названия для товара или организации). Привлекательность собранных эргонимов проверяется экспериментом (опросом мнений представителей молодежной аудитории). Делается вывод о популярности в молодежной среде эргонимов – транслитерированных русских слов и названий иноязычного происхождения, однако не любых, а наиболее понятных, не нуждающихся в глубоком знании языков-источников.

Ключевые слова: эргонимы, транслитерированные эргонимы, лингвокреативные средства.

Скачать 205,7 kB

УДК 811.13 ББК 81.471.1

Филиппова Т. И.

 Статья посвящена энциклопедии Le petit Larousse des enfants de 0 à 3 ans, выпущенной знаменитым французским издательством Librairie Larousse. В статье описывается структура данной энциклопедии, также освещаются ее разделы. Внимание уделяется анализу предисловия как ориентирующему разделу издания, где содержится информация об адресате и ключевой цели создания этой книги.

Ключевые слова: энциклопедия, Ларусс, предисловие, родители, ребенок.

Скачать 1,2 MB

События» или Коммуникационные процессы в профессиональной деятельности

УДК 373.24 ББК 74.58:73

Мурюкина Е. В.

В статье представлен опыт участия медиапедагога из России в осенней школе «Критическое осмысление истории – усиление демократии», организованной Moldova Institute Leipzig и Министерством иностранных дел Германии (Auswärtiges Amt). Участие в осенней школе позволило автору реализовать ряд научных интересов: определить современные тенденции в понимании вопросов Холокоста исследователей из Германии, Колумбии, Украины, Молдовы, Беларуси и России; узнать какие медиасредства ис-пользуют учителя из разных стран на уроках, посвященных Второй мировой войне; расширить знания и умения в понимании, интерпретации исторических фактов советского прошлого, в том числе через анализ медийного контента.

Ключевые слова: история, медиаконтент, учебники, школьники, историки.

Скачать 2,6 MB