№ 3, 2018

Слово к читателям

Главный редактор МИАЖ «Crede Experto», Л. А. Иванова

Уважаемые читатели и авторы публикаций, позвольте мне от имени редколлегии и читателей международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» открыть третий номер и поздравить Вас с наступлением нового учебного года.

Третий номер приурочен к 100-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора Александра Ивановича Дулова, основателя и бессменного руководителя Восточно-сибирской лаборатории проблем нравственного воспитания при научно-исследовательском институте общих проблем воспитания АПН РСФСР. Журнал рассказывает о жизненном пути известного сибирского ученого, его профессиональной деятельности, знакомит со списком научных трудов исследователя и воспоминаниями о нем коллег, учеников.

Александр Иванович известен как замечательный руководитель, педагог и воспитатель молодых ученых. Неоценим его труд в обеспечении высокого уровня преподавания дисциплин педагогического цикла в университете. А.И. Дулов оказал большое влияние на педагогов, продолживших разработку его идей и методов исследования. Благодаря его научной деятельности в Восточной-Сибири были созданы научные школы мирового уровня.

Высокие человеческие качества А.И. Дулова — его принципиальность, простота, отзывчивость, доброе отношение к окружающим – снискали ему искреннюю любовь и глубокое уважение всех, кто с ним общался.

В настоящий номер журнала, посвященный памяти выдающегося сибирского учёного, педагога, вошли статьи известных ученых, исследователей, педагогов, учеников, последователей А.И. Дулова. Тематика опубликованных статей преимущественно касается проблем школьной и вузовской педагогики. Структура номера отражает разнообразие исследовательских интересов авторов.

Пользуясь случаем приношу глубокую благодарность всем, кто в той или иной форме способствовал появлению этого номера, посвященного 100-летию А.И. Дулова. Это Амосова Ольга Викторовна, Адольф Владимир Александрович, Богданова Ольга Самойловна, Белобородова Алла Евгеньевна, Барбашова Людмила Юрьевна, Васкина Елена Анатольевна, Жуков Константин Сергеевич, Коноплев Николай Сергеевич, Корнилова Светлана Анатольевна,  Манжиевская Вера Владимировна, Савченко Ирина Валериевна, Миндеева Светлана Вильсуровна, Мурзин Андрей Андреевич, Нурпиисова Екатерина Михайловна, Попова Эльмира Ибрагимовна, Самойличенко Наталья Владимировна, Стефановская Татьяна Александровна,  Фуряева Татьяна Васильевна и многие другие.

Открывает номер статья доктора педагогических наук Аллы Евгеньевны Белобородовой.

Золотые страницы истории

Всё начинается с учителя……
К 100-летию со дня рождения учёного-педагога

Белобородова А. Е.

Первое сентября для каждого человека значит очень многое. Это своего рода новый рубеж, начало новой жизни. В этот день мы вспоминаем своих замечательных учителей, благодаря которым определился наш жизненный путь. Есть люди, которых невозможно забыть, так как в силу своих личных качеств они возвышаются над обыденностью, вовлекают в орбиту своей притягательности посредством таланта человеколюбия, безграничной преданности своему труду. Ученики, попав в поле притяжения такого Учителя, обогащаются не только знаниями, но духовной энергией, а в целом, все это окрашивается в незабываемые образы общения с интересным, мудрым, талантливым человеком.

Сегодня трудно представить, как бы сложилась творческая, научная судьба многих из нас, если бы не встреча с Александром Ивановичем Дуловым, известным сибирским ученым, доктором педагогических наук, профессором, уже по дате своего рождения (1 сентября 1918 г.) предназначенным учительской профессии.

Читать далее…

Педагогика А. И. Дулова в свете реалий нашего времени

Философский репортаж *

УДК 371.485 ББК 74.03(2)

Коноплёв Н. С.

Настоящим текстом, созданным при жизни выдающегося советского педагога А.И. Дулова, раскрывается то новое, что развивал в своей широкой и яркой научно-практической деятельности неутомимый воспитатель подрастающего поколения. Научная составляющая масштабного феномена А.И. Дулова – и спустя годы это становится очевидным — была направлена на то, чтобы определить вехи перехода от обучающе-воспитательного, т. е. собственно педагогического, процесса к образовательному как важнейшему условию личностной, т. е. творчески насыщенной, самореализации современного молодого человека. Духовное наследие ветерана отечественной науки о становящемся новом человеке ждёт своего дальнейшего развития.

Ключевые слова: А.И. Дулов, советская педагогика, новый человек, научная школа А.И. Дулова, молодёжная культура, инженер детских душ, фундаментальная исследовательская программа, новатор, образование, научная философия, отечественный патриотизм.

* Коноплѐв Н. С. Педагогика А. И. Дулова в свете реалий нашего времени: философский репортаж // Вопросы педагогического образования: Межвузовский сборник статей. Иркутск: ИГЛУ, 2001. С. 5–16. Первое издание этой статьи было осуществлено в 2001 г. при жизни выдающегося советского педагога А.И. Дулова.

Скачать (218,4 kB)

УДК 371.485 ББК 74.03(2)

Жуков К. С.

Статья посвящена столетию со дня рождения основателя и руководителя Восточно-Сибирской лаборатории проблем нравственного воспитания при Академии педагогических наук СССР – доктора педагогических наук, профессора А. И. Дулова. Столетний юбилей видного советского, российского ученого, доктора педагогических наук, профессора А. И. Дулова − важная веха в развитии педагогической теории и практики. Этот юбилей позволяет оглянуться назад и увидеть грандиозные свершения в развитии отечественной педагогической науки, заложившие основы современного образования в России.

Ключевые слова: А. И. Дулов, основатель, Учитель, ученый, нравственное воспитание, научные труды.

Скачать (83,7 kB)

Да разве сердце позабудет?

(к 100-летию со дня рождения Александра Ивановича Дулова)

УДК 929 ББК 74.03

Иванова Л. А.

Отечественная педагогическая наука славится именами не только выдающихся педагогов-исследователей, педагогов-ученых, педагогов-практиков Москвы и Санкт-Петербурга, действительно блистательными, общепризнанными. Сибирь тоже подарила немало талантливых педагогов-исследователей, учёных, творческий вклад которых значителен. К их числу принадлежит Александр Иванович Дулов, сибирский учёный, замечательный педагог-просветитель, основатель и более 25 лет бессменный руководитель Восточно-Сибирской лаборатории проблем нравственного воспитания НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, памяти которого и посвящена эта статья. В памяти коллег и учеников он остался совершенно необыкновенным Учёным, Педагогом, талантливейшим пропагандистом педагогической теории и практики, мудрым наставником, вдохновенным и ярким руководителем «Школы молодого учёного».

Ключевые слова: учитель, педагог, учёный, научные интересы, традиции, память, Школа молодого учёного, Александр Иванович Дулов.

Скачать (221,6 kB)

УДК 378 ББК 74.48

Амосова О. В.

Один из главных Уроков профессиональной жизни, усвоенных «учениками» Александра Ивановича Дулова в «Школе молодого учёного» Восточно-Сибирского Центра развития педагогической науки и образования МАНПО, состоял в следующем: в основе любой новой педагогической идеи лежит системное осмысление педагогического опыта предшественников и его соотнесение с современностью. Этот Урок явился базисом для появления коадаптационного подхода в педагогике, который на протяжении 20 лет доказывает свою состоятельность и работоспособность в различных условиях модернизации российского образования. В статье на нескольких примерах показаны возможности коадаптации педагогического учения А. И. Дулова к современной системе высшего и дополнительного профессионального образования.  

Ключевые слова: коадаптационный подход; коадаптационное мастерство; коадаптационная мобильность педагога; цикл (импульс) воспитательного воздействия по А. И. Дулову; «виток спирали» А. И. Дулова; психолого-педагогическая формула «С-Ч-П*» / «С-П-Ч» // «Ч-С-П» / Ч-П-С» // «П+С+Ч» / «П-Ч-С» А. И. Дулова; схемотехника А. И. Дулова.

Условные обозначения: С−сознание, Ч−чувства, П−поведение

Скачать (269,7 kB)

УДК 378:37.016 ББК 81432.1

Васкина Е. А.

В статье рассматривается роль педагога-исследователя А. И. Дулова в изучении вопросов нравственности и морали и его вкладе в развитие педагогической науки.

Ключевые слова: нравственное воспитание, мораль, нравственность, духовность.

Скачать (181,3 kB)

УДК 37.022 ББК 74.03(2)

Стефановская Т. А.

Памяти моего отца – Дулова Александра Ивановича –

 с любовью и благодарностью,

Стефановская Т. А., д.п.н., профессор

В статье анализируется основные научные работы и научно-педагогическая деятельность известного Иркутского учёного и талантливого педагога профессора А. И. Дулова. Обращается внимание на разностороннюю деятельность Александра Ивановича.

Ключевые слова: Александр Иванович Дулов, книги, педагогика, курс лекций, логико-структурный курс, классное руководство, научно-педагогическая школа.

Скачать (210,9 kB)

УДК 929 ББК 74.03

Фуряева Т. В.

В статье-воспоминании анализируются биографические данные, содержание и совместная педагогическая деятельность автора и известного ученого, руководителя сибирской педагогической школы А. И. Дулова в период с 1974 по 1977 годы.

Ключевые слова: встреча, совместная работа, Красноярский государственный университет, связь науки и практики, сетевое взаимодействие, нравственное воспитание, идеи и опыт прошлого.

Скачать (113,0 kB)

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Горбаткова О. И. 

Статья посвящена герменевтическому анализу триллеров англоязычных стран на тему школы и вуза, анализируются структура и приемы повествования, книги, статьи российских и зарубежных авторов в историческом, идеологическом и социокультурном контексте. В процессе анализа автор статьи приходит к выводам, что фабульное содержание такого рода аудиовизуальных медиатекстов не связано напрямую с основными политическими событиями, хотя сюжеты и вписаны в социокультурный контекст, и моделирование кинематографических образов педагогов и школьников/студентов подверглось значительной модификации в зависимости от конкретного исторического этапа. Автором статьи выявлен контраст в концептуальных подходах триллеров на школьно-студенческую тему в разные исторические периоды. В 1970-1980-х в большинстве триллеров о школьно-студенческой жизни темы: насилия, жестокости, бесчеловечности, сексуального влечения − становятся ведущими. В последующие десятилетия эти акценты не только не теряют актуальности, а, напротив, обретают все новые краски. Триллеры о школьниках и студентах, как правило, лишены интеллектуальных дискуссий и погружены в любовную тематику, сексуальные связи и интриги, тесно переплетающиеся с преступным и аморальным поведением. С одной стороны, учащиеся показаны в триллерах в поисках развлечений, романтических и сексуальных отношений, а с другой – в контексте физического и психологического насилия, преступлений, убийств и т. п.; при этом образовательному процессу в этих медиатекстах отводится второстепенная роль.

Ключевые слова: герменевтический анализ, кинематограф, фильм, США, Великобритания, медиатекст, педагог, школьники, студенты.

Скачать (278,0 kB)

* Исследование выполнено за счет финансовых средств гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01001) в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта А. В. Федоров.

 

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Челышева И. В.Юновидов Г. Ю.

В статье рассматриваются теоретические проблемы экологического воспитания современной молодежи с использованием медиаобразовательных компонентов. Авторами представлены: анализ интеграции медиаобразования; основные направления экологического образования, воспитания и развития экологической культуры личности на материале произведений медиакультуры; представлен процесс интеграции экологического воспитания на материале медиакультуры в учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, экологическое воспитание, молодёжь.

Скачать (103,8 kB)

УДК 373.2 ББК 74.100

Третьяков А. Л.

В статье предпринята попытка актуализировать вопросы формирования информационной компетентности обучающихся 10−11 классов общеобразовательных организаций в процессе цифровизации общества. Отмечены психолого-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся 10−11 классов. Отражена специфика информационной компетентности как социокультурного и образовательного феномена. Особое внимание уделено роли Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в формировании информационной компетентности современных обучающихся старшей школы.

Ключевые слова: информационная компетентность, обучающиеся 10−11 классов, цифровизация общества, особенности, формирование, потенциал.

Скачать (199,2 kB)

Проблемы лингводидактики

УДК 372.881.1 ББК 74.268.1

Богданова О. С.

Александру Ивановичу Дулову, учёному, учителю, дорогому человеку. Александр Иванович был бы рад тому, что сегодня его детище – воспитание – вновь возвращается в школу.

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы, касающейся иноязычного образования в условиях развития межкультурных связей, межкультурного общения, сотрудничества. В ней показана насущная необходимость новых подходов к подготовке будущего учителя иностранного языка в связи с быстрыми процессами глобализации, информатизации, технологизации, межкультурной коммуникации. Многолетние теоретические и эмпирические исследования автора, подтвержденные цифрами и данными опросов и профессиональных наблюдений, позволили сделать вывод, что назрели: необходимость изменения системы подготовки учителя иностранного языка с учётом новых вызовов образования; необходимость сделать эту систему не предметно-ориентированной, а профессионально-, в том числе, культурно-ориентированной.

Ключевые слова: иноязычное образование, язык, межкультурное общение, учитель иностранного языка, лингводидактический дискурс, метапредметные результаты, предметные результаты.

Скачать (199,6 kB)

УДК 372:[881.1] ББК 81.2:9

Захарова А. А. 

В статье рассматриваются вопросы обучения говорению на итальянском языке обучающихся 9 классов общеобразовательной школы. Описаны лингвистические и экстралингвистические особенности преподавания итальянского языка старшим школьникам, составлена их классификация. Проведён анализ видов грамматических расхождений между русским и итальянским языками.

Ключевые слова: итальянский язык; обучение говорению; лингвистические особенности; экстралингвистические особенности; старшая школа.

Скачать (131,9 kB)

УДК 372.881.111.1 ББК 74.268.1Англ

Попова Э. И.Мурзин А. А.

В статье описывается феномен «социальность языка в филогенезе». Её авторы рассматривают язык во взаимосвязи понятий: общественное явление, индивидуальное личное сознание, иноязычная культура, базовые функции языка.

Специфика маркировки фрагментов действительности вербальными и невербальными средствами определяется различиями в жизненных смыслах и ценностях другого народа, его истории, взаимоотношениями и т. д. Это суммарный общечеловеческий и индивидуальный опыт.

В работе представлена типология взаимодействия изучаемого и родного языков, на основе которой возможно разрабатывать технологии обучения, например, грамматическим явлениям английского языка. Практическая часть разработана с учётом одной из психологических характеристик, определяющих специфику мышления современного подростка. Восприятие окружающего мира и способность к анализу информации современным подростком определяется, как отмечают психологи, клиповым мышлением.

Теоретический аспект статьи экстраполирован на обучение осознанию специфики маркировки фрагментов действительности через грамматические времена Present Continuous, Present Perfect и Present Perfect Continuous и последующему аргументированному их употреблению в процессе иноязычного общения.

Ключевые слова: «социальность языка», «базовые функции языка», «иноязычная культура», «вторичное познание действительности», «типология взаимодействия языков», «клиповое мышление», «фрагментарность».

Скачать (246,5 kB)

УДК 372.881.1 ББК 74.47

Корнилова С. А.

В статье описывается опыт использования ресурсов сайта brititshcouncil при обучении чтению на английском языке студентов колледжа. В дополнение к предлагаемым на сайте заданиям составлены различные варианты для более объективного контроля развиваемых умений. Представленные задания сопровождаются разработанными критериями их оценивания.

Ключевые слова: виды чтения, формы контроля, задания на развитие умений чтения, критерии оценивания выполнения заданий.

Скачать (238,4 kB)

Коммуникационные процессы в профессиональной деятельности

УДК 651.51 ББК 74.58

Монжиевская В. В. 

В статье представлены результаты исследований проблем общения в профессиональной деятельности и подготовки к нему специалистов сотрудниками Восточно-Сибирского Центра проблем педагогической науки и образования.

Рассматриваются научные подходы к исследованию, сущностные характеристики общения в профессиональной деятельности, даётся авторский подход к определению понятий деловое и профессиональное общение, коммуникативная компетентность.

Ключевые слова: научные подходы; деловое общение; профессиональное общение; коммуникативная компетентность.

Скачать (109,9 kB)

УДК 37 ББК 74.202.5

Савченко И. В.

В статье анализируется влияние Интернета на коммуникативную компетентность студента. Подчеркивается, что коммуникативная компетентность становится основной в современном информационном обществе, рассматривается её вариативный компонентный состав.

Ключевые слова: Интернет, мировая сеть, коммуникативная компетентность студента, вариативный компонентный состав, мышление, знание, общение.

Скачать (200,5 kB )

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 378.14.015.62 ББК 74.58

Адольф В. А.Адольф К. В.

В статье предложен вариант проектирования горизонтов и границ современного образования через выявление социально-педагогических проблем, связанных с реализацией компетентностного подхода. Определяется роль образования в профессиональной социализации молодежи. Предлагается перейти к междисциплинарному − конвергентному обучению на основе реализации субъектно-ориентированного подхода. В основу него положена идея уточнения профессиональных задач, заданных характеристикой профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС ВО через содержание трудовых действий и функций. По мнению авторов, предложенный вариант позволяет проводить содержательную конкретизацию теоретико-методологической, психолого-педагогической, практической, социокультурной подготовки обучающихся при освоении соответствующих программ.

Ключевые слова: воспитание, обучение, компетентность, готовность к профессиональной деятельности, профессиональная социализация молодёжи.

Скачать (219,9 kB)

УДК 378 ББК 221

Миндеева С. В.Бердник Л. О.

В статье рассмотрен пример совершенствования образовательного процесса в техническом вузе на примере дисциплины «Эконометрика». Авторами представлен метод корреляционных плеяд, который не достаточно широко применим в данной дисциплине. Рассмотрен пример применения метода корреляционных плеяд для выявления взаимосвязи между восемью параметрами. Изучена связь между параметрами, для этого введено пороговое ограничение, которое дает возможность разбить плеяду на более тривиальные.

Ключевые слова: образовательный процесс, эконометрика, корреляционная плеяда, коэффициент корреляции, цепь, звезда, сеть.

Скачать (358,6 kB)

УДК 378.18 ББК 74.58

Нурпиисова Е. М.

В статье рассматриваются эффективные формы воспитательной работы в техническом вузе. Предпринимается попытка осмысления педагогических воззрений Александра Ивановича Дулова, направленных на анализ педагогических и методических усилий, содержащих воспитательный и нравственный акценты.

Ключевые слова: Александр Иванович Дулов, воспитательная работа в вузе, свободное время студента, профориентационная работа, патриотическая работа.

Скачать (121,5 kB)

Проблемы преподавания предметов гуманитарного цикла

УДК 37.022 ББК 74.03(2)

Барбашева Л. Ю.

В статье рассматривается эффективность методологических и методических подходов, разработанных советской педагогической наукой, и в частности, педагогический опыт Александра Ивановича Дулова. Несомненная важность теоретических и практических исследований Дулова А. И. состоит в применении структурного метода изложения на примере курса педагогики, направленного на формирование компетентности и профессионализма обучающегося. Представляют интерес разработанные Бадмаевым Б. Ц. схемы ориентировочной основы действия.

Ключевые слова: Александр Иванович Дулов, схемы в преподавании педагогики, схемы ориентировочной основы действия (ООД) в преподавании философии, речевая деятельность студентов.

Скачать (193,6 kB)

Внимание: опыт

УДК 377 ББК 74.560

Козулина Л. М.

В статье автор показывает специфику практического обучения по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения на примере государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» (ГБПОУ ИО «ИКАТ И ДС»). Автор убедительно доказывает, что все виды практики выступают важнейшим компонентом в системе профессиональной подготовки студентов СПО.

Ключевые слова: профессиональное образование, практическое обучение, ГБПОУ ИО «ИКАТ И ДС», ФГОС, профессиональный модуль, профессиональная компетенция, общая компетенция, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика.

Скачать (175,1 kB)

УДК 378.147 ББК 74.48

Пуляевская А. М.Акопян С. А.

В статье рассматриваются формы применения электронных публикаций для организации самостоятельной работы обучающихся с текстами. Предлагается обзор простых и доступных инструментов для создания книг.

Ключевые слова: электронная книга; чтение; интернет-сервисы; информационные технологии; творческая деятельность детей.

Скачать (409,5 kB )

Социологические исследования

УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.5

Вишнякова А. А.

В статье представлены результаты исследования, посвящённого изучению свободного времени старшеклассников, его объема, содержания и структуры.

Ключевые слова: свободное время, молодежь, старшеклассники, основные формы использования свободного времени, чтение, сеть Интернет, общение с друзьями.

Скачать (123,6 kB)