Развитие функциональной грамотности на уроках бурятского языка в основной школе

УДК 82 (571.54)    ББК 83.3 (2 Рос. Бур) С 57

DOI 10.51955/2312-1327_2023_2_201

Сономбал Цыденович Содномов

Дарима Батуевна Дашиева

Аннотация. В данной статье актуализируются проблемы развития функциональной грамотности обучающихся пятых-восьмых классов на уроках бурятского языка. Сегодня сложилась очень непростая ситуация с бурятским языком, в Республике Бурятия наблюдается субординативный билингвизм, и, как следствие, бурятский язык отошел на второй, возможно даже на третий план по уровню использования языка в повседневной жизни, даже на уровне бытования. Но несмотря на сложившуюся ситуацию, авторы считают, что бурятский язык является мощнейшим средством развития языковой личности, соответственно, на основе формирования языковой личности необходимо развивать языковую функциональную грамотность, данная задача рассматривается в статье. Изучены несколько точек зрения ученых-методистов на развитие функциональной грамотности в процессе обучения родному и иностранному языкам. Приведены примеры использования современных технологий, методов и приемов в практике обучения бурятскому языку.

Ключевые слова: личность, бурятский язык, функциональная грамотность, современный урок, основная школа, развитие, нормативные документы, современные требования, умения, навыки, субординативный билингвизм, социолингвистические условия, интерактивные технологии, технология развития критического мышления, компетенция, компетентность, федеральная образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт.

Скачать 363,1 kB