Онлайн-обучение английскому языку незрячих студентов магистратуры*
УДК 372.881.111.1
DOI 10.51955/2312-1327_2025_2_
Анастасия Александровна Никуленко
Аннотация. Несмотря на развитие ассистивных технологий, незрячие студенты продолжают сталкиваться с трудностями при изучении английского языка. Большинство научных работ исследует роль технологий и адаптации материалов в процессе обучения иностранному языку. Однако существует недостаток работ, фокусирующихся на методах и подходах к обучению незрячих студентов онлайн. Цель данной статьи заключается в восполнении этого пробела путем описания подходов, методов и адаптации учебных материалов для осуществления онлайн-обучения английскому языку как иностранному незрячих студентов магистратуры Университета ИТМО, обучающихся в инклюзивной группе. Мы нашли убедительные доказательства эффективности совместного выполнения заданий зрячими и незрячими студентами в инклюзивном классе и адаптировали эту идею для нашего курса, в котором нам удалось решить ряд проблем, описанных в литературе, в частности, проблему формирования автономии у незрячих студентов. В статье описываются использованные подходы и примеры заданий для организации автономной работы зрячих студентов с незрячими в сессионных залах платформы Zoom. Также в работе анализируются наиболее частые ошибки и даются рекомендации по онлайн-обучению незрячих студентов грамматике, лексике и четырем видам речевой деятельности.
Ключевые слова: студенты с нарушениями зрения, ассистивные технологии, онлайн-образование, дистанционное обучение, инклюзивная среда, стратегии обучения, ESL (английский как второй язык), доступность материалов, коллаборативные виды деятельности, учебные материалы, подготовка преподавателей, адаптация учебных материалов, формирование языковых навыков.
* Работа выполнена при финансовой поддержке Фонда Потанина.
Скачать 402,0 kB