Герменевтический анализ художественного фильма «Четыреста ударов» (1959, режиссер Ф. Трюффо) на медиаобразовательных занятиях со студентами
УДК 37.013.43 ББК 85.374.3(3)
В статье описываются результаты проведенного герменевтического анализа фильма Ф. Трюффо «Четыреста ударов» (1959) – кинодебюта режиссера, в котором он рассказывает историю подростка (Антуан Дуанель), во многом повторяющего путь самого автора. Следуя логике В. Дильтея о том, что произведение искусства как явление культуры необходимо постигать, переживая и понимая его как некое «жизненное целое», анализ картины был основан на погружении учащихся в социокультурную и историческую атмосферу Франции периода 1940-х – 1950-х годов. С целью проникновения в художественно-смысловое измерение фильма был использован цикл вопросов, разработанных А. В. Федоровым и А. Сильверблэтом для герменевтического анализа медиатекстов, которые позволили найти связи между историческим и культурным подтекстами и авторскими мотивами, описать и уточнить особенности поведения и мировоззрения современников Ф. Трюффо и его персонажей, раскрыть не только их психологические свойства, но и в ассоциативной форме интерпретировать многоплановое содержание смысла художественного целого всего фильма.
Ключевые слова: герменевтический анализ, Ф. Трюффо, «Четыреста ударов», культурный контекст, Франция 1940-х – 1950-х годов, кино.
*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.
Скачать 311,2 kB