Герменевтический анализ российских игровых фильмов (1992−2017) на школьную тему*
УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с
Статья посвящена герменевтическому анализу (включая: анализ стереотипов, идеологический анализ, идентификационный анализ, иконографический анализ, сюжетный анализ, анализ характеров персонажей и др.) медиатекстов российских игровых фильмов (1992−2017) на школьную тему. Обобщенный герменевтический анализ основывается на технологиях, разработанных К. Бэзэлгэт, А. Силверблэтом, У. Эко, на теоретических подходах Н.А. Хренова, М.И. Жабского с учетом ведущих понятий медиаобразования: медийные агентства, категории медиа/медиатекстов, медийные технологии, языки медиа, медийные репрезентации и медийные аудитории. В ходе герменевтического анализа автор статьи приходит к выводам, что в российских игровых фильмах (19922017) на школьную тему:
— учебно-воспитательный процесс вышел за строгие рамки сохранения жестких коммунистических ориентиров: образование стало носить гуманистический и дифференцированный характер;
– в первые годы после распада СССР школа как учебное заведение – со школьными буднями, коридорами, классными комнатами, рядами парт, школьной доской, учителями и учениками – в российском кино возникала очень редко;
– с конца 1990-х годов во многих российских фильмах стали калькироваться западные кинообразцы на школьную тему;
— значимые проблемы, возникавшие у персонажей, базировались на противостоянии «неординарных» педагогов и учащихся с простотой, серостью коллектива, одноклассников;
— ярко раскрывались проблемные области (разочарование и усталость, профессиональное «выгорание» педагогов; прагматичный цинизм учащихся; подростковая агрессия и жестокость, нецензурная лексика, несоблюдение моральных и этических норм, правил поведения и т.п.);
— образы школьников подавались на экране дифференцированно: помимо циничных и агрессивных отрицательных персонажей были и персонажи положительные, наделенные оптимизмом и имеющие жизненную перспективу; среди персонажей прослеживалась четкие имущественные различия;
— внешний вид учащихся и педагогов стал более раскрепощенным и вольным;
— наряду с традиционными положительными кинообразами педагогов в постсоветское время на экране возник стереотип учителя далекого от идеала, безответственного, нередко агрессивного, коррупционного, не отличающегося высоким уровнем интеллекта и знаний, лишенного общественного уважения (последнее тесно связано с падением престижа педагогической профессии в социуме);
— киноистории о школьной жизни чаще всего представали в комедийном и мелодраматическом ключе, в любом случае прослеживалось акцентирование развлекательного характера медиатекста.
Ключевые слова: герменевтический анализ, медиатекст, кинематограф, фильм, Россия, школа, учитель, школьник, персонажи.
* Исследование выполнено за счет финансовых средств гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01001)» в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта А. В. Федоров
Скачать (424,2 kB)