Необходимость гуманитарного знания для креативного образования
УДК 81’23 ББК 81
DOI 10.51955/2312-1327_2021_1_188
Аннотация. В статье рассматриваются особенности современной системы высшего образования в аспекте направленности учебной программы на формирование практических навыков обучающихся. Работодателям нужен профессионал, способный без дополнительного обучения сразу приступить к служебным обязанностям. В то же время более ценятся сотрудники, обладающие лидерскими качествами, креативным мышлением, высоким уровнем коммуникативной компетенции. Эти навыки являются, прежде всего, результатом гуманитарного знания. Только с высокообразованными и творческими специалистами возможна успешная модернизация производства, повышение конкурентоспособности и делового имиджа компаний. Креативные же способности личности зависят от особенностей работы правого и левого полушарий: образной и логической составляющих, гармонично сочетающихся при анализе проблем, причем ведущими в творчестве являются правополушарные механизмы. Разрыв между техническим и гуманитарным знанием является причиной отсутствия инициативности, креативности и этической ответственности выпускников вуза. Глобальная переориентация общества на знания, полезные только с материальной точки зрения, приводит руководителей вузов, абитуриентов и их родителей к ошибочной точке зрения о гарантиях профессиональной эффективности. В работе доказывается, что гуманитарное знание больше, чем какое-то другое, эффективно влияет на формирование качественного мышления, творческого сознания, самосознания, социально-профессиональных качеств; раскрывается понятие креативности и лингвокреативности. Гуманитаризация рассматривается как процесс насыщения учебных программ дисциплинами гуманитарного цикла, а также как система продуманных и сбалансированных мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компетенций, представленных в целях и задачах, содержании учебных дисциплин, технологиях обучения, ориентированных на всестороннее развитие и совершенствование человеческой личности, которая занимает центральное место в структуре общественных отношений.
Ключевые слова: миссия вузов, лидерство, гуманитаризация, креативность, социальная ответственность.
Скачать 280,0 kB