№ 4, 2025

Системы наблюдения и организации воздушного движения
УДК 654.16
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_6
Аннотация. Концепция совершенствования наблюдения в системе управления воздушным движением (УВД) основывается на использовании современных технологических решений в интересах гражданской авиации РФ. В настоящее время высокоточное и непрерывное определение местоположения (МП) воздушных судов (ВС) может быть обеспечено за счет использования многопозиционной системы наблюдения (МПСН). В данной статье предложен алгоритм определения МП ВС в МПСН на основе модифицированного метода наименьших квадратов (ММНК). Отличительной особенностью предложенного алгоритма является формирование оценок координат ВС в условиях стохастического характера оцениваемого вектора состояния и ошибок измерений при нелинейной зависимости измерений от оцениваемых параметров. Для оценки точности предложенного алгоритма проводились экспериментальные исследования путем моделирования на ПЭВМ. Анализ полученных результатов продемонстрировал высокую точность определения координат ВС и соответствие теоретическим данным. Таким образом, применение разработанного алгоритма на основе модифицированного метода наименьших квадратов позволяет производить оценку координат воздушных судов в многопозиционной системе наблюдения с высокой точностью при случайном характере оцениваемого вектора состояния и ошибок измерения.
Ключевые слова: многопозиционная система наблюдения, модифицированный метод наименьших квадратов, воздушное судно, местоположение, ковариационная матрица, среднеквадратическая погрешность.
Скачать 745,3 kB
УДК № 629.7:351.814.332
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_20
Аннотация. В работе рассматривается применение парадокса Браеса к оптимизации воздушной сети. На основе разработанной раннее модели подтверждается возможность уменьшения суммарного времени полёта за счёт целенаправленного удаления рёбер из маршрутной сети. Однако статическая постановка задачи ограничивает применимость метода в условиях реальной динамики движения. В данном исследовании предложено расширение подхода за счёт использования динамического назначения движения и метода устойчивого удаления, учитывающего неопределённость спроса. Проведённые численные эксперименты показывают, что удаление определённых рёбер может приводить к устойчивому снижению задержек даже при изменяющемся объёме движения. Разработанный подход может быть использован для стратегического управления воздушным пространством с учётом временной динамики и ограничений пропускной способности.
Ключевые слова: проектирование маршрутных сетей, парадокс Браеса, перегрузка воздушного пространства.
Скачать 1,2 MB
УДК 351.814.33
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_44
Аннотация. В представленной статье авторами анализируется маршрутная сеть воздушного движения (ВД) секторов Московской зоны (МЗ) с учетом введенных районов воздушного пространства (ВП), где запрещены полеты воздушных судов (ВС) гражданской и экспериментальной авиации при отсутствии специального разрешения от Министерства обороны (МО). Данный факт привел к увеличению интенсивности ВД на секторе Пенза 123 (П123) районного диспетчерского центра (РДЦ), что повышает нагрузку на диспетчеров радиолокационного управления (РЛУ) и процедурного контроля (ПК). С целью сохранения показателей безопасности полетов на приемлемом уровне выполнен анализ загруженности ВП секторов Пенза 1 (П1), Пенза 2 (П2) и Пенза 3 (П3) по отдельности, разработана модель воздушной обстановки МЗ, рассчитаны и протестированы изменения коммерческой эффективности эксплуатации ВС с привлечением действующих специалистов по обслуживанию воздушного движения (ОВД). Для получения более достоверных результатов все авиадиспетчеры были разделены на группы по уровню их подготовки. Критериями отбора кандидатов послужили такие параметры, как: занимаемая должность, стаж работы, класс работника, наличие или отсутствие авиационных инцидентов и происшествий в трудовой биографии. Кроме того, авторами были сделаны выводы об эффективности предложенных мер. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики построения бесконфликтных маршрутов, учитывающей критерии безопасности полетов (БП), экономической эффективности и направленной на снижение уровня нагрузки на авиадиспетчеров, что вносит вклад в развитие теоретических основ оптимизации ВП.
Ключевые слова: безопасность полетов, бесконфликтные маршруты, районный диспетчерский центр, обслуживание воздушного движения.
Скачать 862,7 kB
Системы авиационной радиосвязи, радиолокации, радионавигации и методы их эксплуатации
УДК 654.16
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_60
Аннотация. Важнейшим направлением совершенствования авиационных радионавигационных систем является повышение точности определения местоположения воздушного судна. Одним из факторов, влияющих на точность радионавигационных систем, является соотношение сигнал/шум, исследованию величины и динамики изменения которого и посвящена данная работа. Оценка соотношения сигнал/шум теоретически позволит повысить точность определения местоположения воздушного судна путём применения алгоритмов адаптивной фильтрации. В статье приведены результаты теоретических исследований отношения сигнал/шум и факторов, влияющих на его абсолютное значение. Представлена экспериментальная установка для мониторинга сигналов средств аэронавигационного обеспечения полетов. Для оценки изменения соотношения сигнал/шум приведены результаты мониторинга и исследования сигнала азимутального радиомаяка DVOR Иркутского международного аэропорта и соотношения сигнал/шум для различных спутников ГНСС на основе хронологической записи данных в течение суток.
Ключевые слова: мониторинг радиоэфира, радиотехническая разведка, анализ сигналов, обнаружение помех, когнитивное радио, радиоконтроль.
Скачать 1,5 MB
Регионоведение и востоковедение
УДК 378.1+316.43
ББК 74.48+60.8
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_77
Аннотация. Статья посвящена анализу системы образования для малых этносов в КНР через призму концепции социального управления. Центральной проблемой исследования является поиск баланса между политикой формирования «единства китайской нации» и конституционно закрепленными правами этносов на сохранение языкового и культурного многообразия. Автор прослеживает эволюцию этнической образовательной политики КНР с 1949 года по настоящее время, выделяя переход от доминировавшей в маоистский период модели, которая может быть охарактеризована через конфуцианскую концепцию «однообразия без единства» (тун эр бу хэ), к современной модели «единства и многообразия» (хэ эр бу тун). На основе теоретической рамки «вертикального взаимодействия» анализируется гибридная модель управления, при которой партия и правительство как субъект сохраняют иерархический контроль, но делегируют этносам как объекту часть полномочий и ответственность за сохранение их идентичности. В результате выявлены и охарактеризованы способы реализации модели «единства и многообразия» в рамках четырех ключевых стратегий современного образования для малых этносов: мультикультурности, культурной трансформации, этнической идентичности и социального равенства.
Ключевые слова: образование для малых этносов, Китай, социальное управление, единство и многообразие, однообразие без единства, китайская нация, этническая идентичность, двуязычное образование, вертикальное взаимодействие.
*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №25-28-00601, https://rscf.ru/project/25-28-00601/.
Скачать 467,6 kB
Общее языкознание
УДК 81’362
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_91
Екатерина Дмитриевна Волошенкова
Аннотация. В статье предлагается обзор существующих теорий, посвящённых грамматическим категориям определённости-неопределённости (О/НО) и соотнесённости-несоотнесённости (С/НС) в рамках грамматик немецкого и венгерского языков. Несмотря на то, что этот вопрос в контексте грамматики немецкого языка разрабатывался рядом отечественных и зарубежных лингвистов начиная с XIX века, мы полагаем, что рассмотрение его с перспективы типологического языкознания поможет высветить элементы системы, которые ранее не рассматривались в рамках данной дискуссии. Используя в качестве теоретической базы, в том числе, достижения языковой типологии, мы считаем важным вписать вопрос о категоризации немецкого и венгерского существительного в дискурс о детерминации как поле, которое в широком смысле включает в себя две обозначенные выше категории. В качестве результата предлагается новый взгляд на О/НО и С/НС и их взаимодействие в грамматических системах разноструктурных артиклевых языков, а также дополненная классификация выразителей этих ГК. Учитывается описанный В. Г. Адмони феномен наслаивания грамматических значений друг на друга в процессе коммуникации.
Ключевые слова: грамматическая категория, имя существительное, соотнесённость, определённость, грамматика немецкого языка, грамматика венгерского языка, континуально-дискретный принцип, функциональная грамматика, грамматико-контекстуальный комплекс, выразители грамматических категорий.
Скачать 449,5 kB
Когнитивные, коммуникативно-прагматические, стилистические, корпусные исследования языка
УДК 811.111
ББК 81.432.1-4
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_110
Аннотация. В статье исследуются англоязычные неологизмы в терминологическом поле «Дизайн жилого интерьера», выделенные методом сплошной выборки на материале специализированного лингвистического блога Cambridge Dictionary (2022–2025 гг.). Основное внимание уделено анализу деривационных механизмов и тематической стратификации неолексем. Установлено преобладание слов-блендов и терминов-словосочетаний с метафорическими компонентами, что свидетельствует об активной лингвокреативной словообразовательной деятельности в этой сфере. В результате объединения неолексем по денотативному признаку выявлено 6 лексико-тематических групп с разной степенью репрезентативности, которые отражают эволюцию концептуальных подходов к дизайну жилой среды. Наиболее частотной оказалась группа неономинаций стилевых направлений, тогда как менее представленные группы («Виды помещений», «Колористика», «Арт-объекты», «Планировка», «Меблировка») демонстрируют узкоспециализированные, однако не менее важные аспекты дизайна, требующие терминологического закрепления в профессиональном дискурсе. Исследование подтверждает тенденцию к гармоничному сочетанию эстетико-декоративных и функционально-технических решений в современном дизайне жилого интерьера. Полученные данные представляют практический интерес для теоретико-прикладных разработок в таких областях, как лексикография, межкультурная коммуникация и дизайн-образование.
Ключевые слова: неологизм, терминообразование, термин-словосочетание, метафоризация, блендинг, лингвокреативная деятельность, тренд, дизайн, интерьер.
Скачать 453,0 kB
Дискурс, дискурсивные практики и текст: векторы исследования
УДК 811.111
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_123
Аннотация. В статье рассматривается проблема внутренней классификации образовательного медиадискурса. Образовательный медиадискурс анализируется в лингвопрагматическом ракурсе как полиаспектная смыслогенерирующая и формомоделирующая коммуникативная система, отображающая специфику вербального взаимодействия участников образовательной коммуникации. В качестве релевантных параметров классификации образовательного медиадискурса исследуются жанрово-тематический параметр, параметр контекстной обусловленности и лингвопрагматический параметр. Жанрово-тематический параметр позволяет дифференцировать подтипы образовательного медиадискурса с учетом доминирующей коммуникативной цели, мыслимых образов отправителя и получателя, диктумного содержания текстов и значимых характеристик его языкового воплощения. Параметр контекстной обусловленности допускает возможность выделения подтипов образовательного медиадискурса с опорой на прагматическую и социокультурную релевантность образовательного медиадискурса с учетом индивидуально-личностных и конвенциональных особенностей отправителя и получателя. Лингвопрагматический параметр позволяет учитывать доминирующие направления актуализируемых отправителями прагматических компонентов значений, а также степень вовлеченности субъектов (как отправителей, так и получателей) в осуществляемую ими вербальную интеракцию. Выделенные с учетом данных параметров подвиды образовательного медиадискурса представлены в виде результирующей схемы внутренней классификации образовательного медиадискурса.
Ключевые слова: образовательный медиадискурс, параметры дискурсивной классификации, жанрово-тематический параметр, параметр контекстной обусловленности, лингвопрагматический параметр, лингвистическая прагматика.
Скачать 748,6 kB
УДК 81’23
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_138
Аннотация. Целью настоящей статьи является аналитический обзор отечественных и зарубежных лингвистических исследований, посвященных проблеме эмпатии. Материалом исследования выступили научные публикации, зарегистрированные в Российской научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU за период с 1975 г. по 2025 г., в названии которых присутствует лексическая единица «эмпатия», а также публикации зарубежных лингвистов, посвященные данной проблеме. Автор рассматривает соотношение исследований феномена эмпатии в различных областях научного знания, проводя статистический анализ метаданных научных трудов и контент-анализ их содержания. Обоснована тенденция роста исследований эмпатии в лингвистике. На основе частотного анализа ключевых слов выделены специфические особенности лингвистических исследований указанного феномена. Установлена множественность интерпретаций содержательного аспекта понятия «эмпатия». Отмечены уровни и средства языковой репрезентации феномена эмпатии, интересующие современных исследователей, и обозначен потенциал исследований эмпатии с позиций дискурсивного подхода в лингвистике. Охарактеризован языковой материал рассматриваемых исследований. В статье определены возможные лакуны и точки противоречий в ключевых аспектах анализируемых научных работ и намечены перспективы дальнейших лингвистических исследований феномена эмпатии.
Ключевые слова: эмпатия, лингвистические исследования, коммуникация, дискурс, языковая репрезентация эмпатии, языковой материал.
Скачать 450,6 kB
Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам
УДК 373.5:372.881.1:004.8
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_149
Аннотация. В статье рассматривается применение инструментов искусственного интеллекта (ИИ) для автоматической проверки письменных работ учащихся 10–11 классов. Актуальность исследования обусловлена растущим запросом на интеграцию цифровых инструментов в образовательный процесс и необходимостью модернизации подходов к оценке языковых навыков. В ходе экспериментального исследования проведен сравнительный анализ эффективности, точности и объективности автоматизированной проверки эссе с помощью ИИ и традиционной экспертной оценки. Результаты демонстрируют высокую эффективность ИИ в выявлении грамматических и лексических ошибок, однако отмечаются значительные расхождения с экспертной оценкой в критериях структуры, логики и стиля текста. На основе анализа сформулированы рекомендации по гибридной модели оценивания, сочетающей технологические возможности ИИ и педагогическую экспертизу.
Ключевые слова: искусственный интеллект, автоматическая проверка, языковые навыки, оценка эссе, цифровизация образования, машинное обучение, английский язык.
Скачать 430,9 kB
УДК 81
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_160
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития у обучающихся неязыковых специальностей навыков написания научных аннотаций к статьям как одной из составляющих владения академическим письмом. Проанализированы результаты проведенного анкетирования обучающихся первого и третьего курсов по их готовности к работе с академическим письмом. Выдвинут и обоснован тезис о том, что аннотация является одним из наиболее оптимальных средств обучения иноязычной письменной научной речи. Предложены рекомендации по организации работы с аннотациями, приводятся примеры учебных материалов и методических приемов, используемых автором на занятиях по иностранному языку в Иркутском филиале Московского государственного технического университета гражданской авиации (ИФ МГТУ ГА).
Ключевые слова: академическое письмо, умения и навыки письменной речи, проблемы преподавания, научная статья, аннотация.
Скачать 348,3 kB
Проблемы и практика инженерного образования
УДК 378:303.442.094.5
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_171
Людмила Геннадьевна Большедворская
Аннотация. Достоинством результатов представленного исследования и полученных выводов является обоснование первостепенных задач и способов их решения для преодоления возможных проблем, возникающих в процессе модернизации высшего образования транспортных вузов. Статья является логическим продолжением исследования, позволившего идентифицировать ключевые факторы, проявление которых может негативно повлиять на существующую систему высшего образования, ограничивая возможности реализации передовых научно-практических достижений, процессов модернизации и построения эффективной, гибкой и диверсифицированной системы подготовки авиационных специалистов нового поколения, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.
Ключевые слова: модернизация образовательной системы, подготовка кадров нового поколения, качество модернизации.
Скачать 554,3 kB
История педагогики и образования
УДК 37.013
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_184
Аннотация. В статье представлен комплексный анализ процессов становления и институционального развития педагогической экспертизы в России (1920–2020-е гг.) как ключевого механизма оценки и регулирования профессиональных компетенций учителя. Выявляются особенности формирования отечественных экспертных практик; обосновывается их взаимосвязь с социально-политическими и технологическими трансформациями российского общества; определяется циклический характер проблем института экспертизы в образовании (идеологизация, формализация, кризис, стандартизация); рассматриваются варианты инновационных решений по его совершенствованию. Показан потенциал развития инструментария для измерения результативности педагогической практики за счет мультимодальной системы оценки педагогической эффективности; цифровой экосистемы экспертных сообществ; персонализированных трекеров профессионального роста и др. Материалы статьи могут быть полезны при разработке новых критериев оценки учителей, учитывающих не только формальные показатели (стаж, квалификация), но и педагогическую эффективность, инновационность методов; для создания алгоритмов минимизации бюрократической нагрузки при проведении экспертиз; при разработке образовательных программ для экспертов, в том числе курсов по педагогической аналитике, а также для профилактики системных кризисов и прогнозирования рисков. Выводы исследования подчеркивают уникальность российского опыта педагогической экспертизы и необходимость разработки локальных решений, учитывающих специфику отечественной системы образования.
Ключевые слова: педагогическая экспертиза, экспертная практика, профессиональная деятельность учителя, профессиональная эффективность, механизмы оценки, критерии оценки учителей, реформирование системы оценки.
*Работа выполнена при финансовой поддержке Иркутского государственного университета в рамках научного проекта № 091-25-335.
Скачать 392,9 kB
Современные проблемы воспитания
УДК 37.035.6
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_200
Аннотация. В работе представлены результаты теоретического исследования, посвящённого определению ключевых аспектов развития патриотической идентичности у студенческой молодёжи высших учебных заведений. В качестве методов анализа научной литературы использованы теоретический анализ и синтез, аксиоматический и индуктивный методы. Показано, что результатом патриотического воспитания должен стать человек-патриот, обладающий патриотической идентичностью – интегративным качеством личности, которое включает в себя систему знаний в области патриотической проблематики, патриотические чувства, качества, отношение и поведение. Патриотическая идентичность человека формируется в процессе идентификации – соотнесения себя с идеальной моделью, образом человека-патриота и выступает ориентиром профессиональной, общественной, семейной и личной жизнедеятельности человека для выстраивания жизненной стратегии, направленной на служение Отечеству для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны. Обосновано, что достижение указанных результатов может быть обеспечено тогда, когда воспитательная деятельность педагога/воспитателя и деятельность воспитуемого будут организованы в соответствии со структурой и содержанием психологических процессов интериоризации и экстериоризации, что требует пересмотра подходов к патриотическому воспитанию в системе высшего образования.
Ключевые слова: патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, патриотическая идентичность, образ человека-патриота, патриотическое мировоззрение, патриотические чувства, патриотические качества, патриотическое отношение, патриотическое поведение.
Скачать 390,6 kB
УДК 37.013
ББК 74.200
DOI 10.51955/2312-1327_2025_4_212
Аннотация. В условиях современного мира повышаются риски ценностно-смысловой неопределенности и уязвимости студенческой молодежи с их повышенной потребностью в общении и самореализации в цифровом мире. Актуальность укрепления ценностно-смысловых ориентиров воспитательной деятельности определяется необходимостью формирования ценностного иммунитета в студенческом возрасте – аксиологического потенциала личности. Новизной исследовательского подхода является идея аксиологического потенциала личности на основе существования значений базовых ценностей в индивидуальном сознании: ценностей уникального внутреннего бытия личности (ценности идентичности, внутренняя позиция личности) и ценностей общественного бытия (традиционные духовно-нравственные ценности). Авторы обсуждают методологию и практику воспитания как деятельности, направленной на развитие аксиологического потенциала личности современного студента; дают рекомендации по усовершенствованию технологий формирования аксиологического потенциала личности студента. Механизмы идентификации и обособления лежат в основе аксиологии воспитания и социализации личности студентов, содействуют становлению внутренней позиции личности как субъекта учебной деятельности, гражданского самоопределения и профессионального становления.
Ключевые слова: студенческий возраст, аксиологический потенциал личности, гражданская идентичность, внутренняя позиция личности, духовно-нравственные ценности.
Скачать 361,5 kB
Дата выхода номера в свет: 12.12.2025
Ссылка на скачивание номера в формате PDF
Скачать в формате PDF 409,0 MB