№4, 2015
Слово к читателям
Иванова Людмила Анатольевна,
начальник центра дополнительного профессионального образования ИФ МГТУ ГА, кандидат педагогических наук, доцент.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Вышел из печати четвёртый в этом году номер Международного информационно-аналитического журнала «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык».
В номере присутствуют статьи по всем специальностям научных работников (журнал политематический), авторы которых как известные учёные: профессора, доктора наук, академики, – так и аспиранты, и даже студенты, делающие лишь первые шаги в науке. Становятся традиционными разделы: «Авиационная техника», «Глоттогенез», «Этнолингвистика», «Проблемы когнитивной лингвистики», «Вопросы теории и практики журналистики», «Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании», «Современные проблемы воспитания», «Актуальные вопросы профессиональной педагогики», «Инновационные процессы в современном образовании», «Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам», «Внимание: опыт», «Экономика, Культура. Традиции», «На перекрёстке мнений». Отдельный раздел посвящен актуальным проблемам языков и культур стран Дальнего Востока. Постоянным разделом нашего журнала становится «Рецензии на книги российских и зарубежных авторов». С учётом задач МИАЖ «Crede Experto» нам видится приоритетным жанр развернутых рецензий.
Авиационная техника
Анализ случайных процессов при взаимодействии структурных элементов авиационной транспортной системы
УДК 351.814.1 ББК 39.58
В настоящее время сформирована и функционирует авиационная транспортная система – сложное структурное образование. Для оценки функционирования авиационной транспортной системы разработан специальный критерий – уровень безопасности полётов. Проявление неблагоприятных факторов приводит к формированию и развитию в системе особых ситуаций. Для оценки возможных последствий разработана специальная классификация видов (или рангов) особых ситуаций.
Ключевые слова: авиационная транспортная система, уровень безопасности полётов, система электроснабжения аэропорта, особая ситуация, вероятностная математическая модель.
Скачать (236,4 kB)
Глоттогенез
Две эпохи в языковой эволюции
УДК 81.00 ББК Ш141.01.2973
Статья посвящена рассмотрению языка с универсально-эволюционной точки зрения. Она позволяет увидеть в нём, с одной стороны, результат универсальной эволюции, а с другой, выделить в языковой эволюции две эпохи – моновербальную и поливербальную.
Ключевые слова: универсальная эволюция, антропогенез, культурогенез, глоттогенез, эволюция языка, моновербальная эволюция, поливербальная эволюция.
Скачать (260,9 kB)
Этнолингвистика
Национально-культурная специфика жанра в профессиональной коммуникации
УДК 81.44 ББК 81.471.1
В статье демонстрируется национально-культурная специфика жанров в профессиональной коммуникации на основе сопоставительного анализа таких жанров как «коммерческое письмо», «служебная записка», «приказ» в русской и французской культурах.
Ключевые слова: профессиональная коммуникация, жанры, коммерческое письмо, служебная записка, национально-культурная специфика.
Скачать (168,5 kB)
Региональные языковые союзы в немецкоязычном ареале как результат дискурсивного взаимодействия национальных вариантов
УДК 81-23 ББК 81.432.4
В статье исследуется специфика языковых ситуаций в странах немецкой речи в связи с усилением процесса регионализации, а также влияние этого процесса на дискурсивное взаимодействие национальных вариантов немецкого языка, в результате чего происходит количественное и качественное пополнение инвентаря лексических единиц межнациональными лексическими регионализмами.
Ключевые слова: языковая вариативность; регионализация; языковой союз; дискурсивные практики; региональный стандарт; субстандарт; регионализм.
Скачать (173,6 kB)
Проблемы когнитивной лингвистики
Вторичный авторски-сфокусированный текст как проекция текста-источника
УДК 81 ББК 80
Цель публикации состоит в рассмотрении вторичных авторски-сфокусированных текстов в качестве материала для анализа процессов текстовой перцепции и продукции. Результатом статьи выступает применение когнитивной модели процесса формирования читательской проекции связного текста к материалу вторичных авторски-сфокусированных текстов. Предметом статьи являются структурные особенности авторски-сфокусированного текста-продукта, позволяющие выявить механизмы проявления авторского Я в продукции текстов. В качестве объекта исследования выступают вторичные авторски-сфокусированные тексты. Описаны корреляции стратегий, тактик формирования реципиентом первичного текста его проекции с типом когнитивной операции, применяемой для интерпретации нового знания. Область применения полученных результатов распространяется на разработку универсальной когнитивной модели текстового восприятия и продуцирования. Перспективу исследования представляет дальнейшее выявление особенностей структуры авторски-сфокусированных текстов, направленных на сохранение «авторских следов» в структуре проекции первотекста.
Ключевые слова: стратегии восприятия и продукции текста; когнитивная модель; гипермедиальность; вторичный авторски-сфокусированный текст
Скачать (453,3 kB)
Актуальные проблемы языков и культур стран Дальнего Востока
Идеи В. П. Васильева о категориях китайских письменных знаков*
УДК 81 ББК 81.056+81.711
Шишмарёва Т. Е., Готлиб О. М., Кремнёв Е. В.
В статье анализируются идеи известного российского китаеведа XIX в. В. П. Васильева, на основе классической классификации китайских письменных знаков Сюй Шэня, высказавшего собственные идеи о категоризации иероглифов.
Ключевые слова: китайская письменность; классификация китайских знаков; Сюй Шэнь.
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Отечественные труды в области грамматологии китайской письменности» № 13-04-00248.
Скачать (259,6 kB)
Рецензии
Рецензия на книгу: Пузейкина Л. Н. Мы пели, мы жили, мы были… Песни немецких колонистов Петербургской и других губерний России
Новая книга Ларисы Николаевны Пузейкиной вновь посвящена песням российских немцев. Концепция подачи материала хорошо продумана, книга имеет интересную структуру. Из огромного количества песен (а В. М. Жирмунский собрал 4000 песен колонистов), автор остановила свой выбор на пятнадцати...
Читать далее в формате PDF (115,4 kB)
Вопросы теории и практики журналистики
Журналистика в XXI веке: «информационный повод» к размышлению*
УДК 303.442.4+81-139 ББК 76.006.5+76.01
Статья посвящена современной новостной журналистике. Рассматриваются признаки журналистской, рекламной и PR-информации, проводится их демаркация. Особый акцент делается на тенденции СМИ трансформировать новость в информационный повод, тем самым формируя нужное «инициатору» общественное мнение.
Ключевые слова: информация; признаки информации; журналистика; реклама; PR; факт; новость; информационный повод
* Статья подготовлена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (проект № 01201455067).
Скачать (132,6 kB)
Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании
Понятие «счастье» в контексте формирования медиасреды малых городов России
УДК 371.69:004.3 ББК 74.48
В статье впервые в российском медиадискурсе рассматривается такое сложное и многозначное понятие как «счастье» в контексте российского медиапространства. Может ли счастье зависеть от качества медиасреды, и может ли медиасреда влиять на субъективное переживание человека по поводу своей удовлетворённости жизнью? Ответы на эти проблемные вопросы автор находит в процессе социологического исследования медиасреды в г. Озёры Московской области. Выводы, к которым приходит исследователь, имеют большое значение для понимания глубинных трансформаций в сознании граждан, как локального населенного пункта, так и России в целом.
Ключевые слова: медиасреда, «третья Россия», счастье, медиаобразование, медиаактивность местного сообщества, кластерная магистерская диссертация.
Скачать (209,8 kB)
Теоретические предпосылки и этапы становления фундаментальных основ медиаобразования в России (вторая половина XX в.)
УДК 37 ББК 74.03
Мурашкина Н. А., Никитина Е. А.
В статье предоставлен исторический анализ этапов становления и развития основ медиаобразования в России во второй половине XX в., а также описан медиаобразовательный опыт педагогов-исследователей.
Ключевые слова: медиаобразование; медиаобразование – региональный аспект; история медиаобразования.
Скачать (141,1 kB)
Модель российской медиаобразовательной парадигмы в контексте стратегий британского медиаобразования*
УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с
В статье рассматриваются основные компоненты модели российской медиаобразовательной парадигмы в контексте стратегий британского медиаобразования. Автором анализируются основные теоретические подходы и практические аспекты использования британского опыта медиаобразования в современной российской медиапедагогике.
Ключевые слова: медиаобразование, модель, медиакомпетентность, британское медиаобразование, российские модели медиапедагогики.
* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта — И. В. Челышева.
Скачать (186,3 kB)
Методы диагностики формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности
УДК 372.881.111.1 ББК 74.58:73
В статье исследуются методы диагностики и показана их эффективность на примере мониторинга сформированности медиакомпетентности вторичной языковой личности – приоритетной цели медиаобразования. Затронута проблема целеполагания медиаобразования.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность вторичной языковой личности, диагностика, иностранный язык.
Скачать (162,7 kB)
Современные проблемы воспитания
Духовный потенциал как основа профессионально-педагогического развития классного руководителя
УДК 37.012.8 ББК 74.00
В статье рассматривается понятие «духовный потенциал» и утверждается правомерность его использования в качестве характеристики классного руководителя, который является основным координатором усилий семьи, школы, общества в воспитании молодежи.
Ключевые слова: потенциал, духовный потенциал, классный руководитель, воспитательный процесс.
Скачать (132,0 kB)
Роль гражданско-патриотического воспитания студентов в полиэтнической и поликультурной среде вуза
УДК 371.11 ББК 74.24
Мусинов П. А., Гаврилова Т. Г., Табакаева И. В.
В данной статье авторы акцентируют внимание на актуальности гражданско-патриотического воспитания студентов в условиях полиэтнической и поликультурной среды вуза, конкретизируют основные концептуальные положения данного направления воспитательной работы применительно к конкретному вузу.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание студентов, полиэтническая и поликультурная среда вуза, концептуальные положения гражданско-правового воспитания.
Скачать (121,1 kB)
Актуальные вопросы профессиональной педагогики
Деловая игра как форма активного обучения в образовательном процессе технического колледжа
УДК 371.321 ББК 74.00
Статья посвящена исследованию актуальной проблемы, касающейся деловой игры в условиях перехода на новые ФГОС. Основными характеристиками образовательного процесса в среднем профессиональном образовании (СПО) в условиях ФГОС являются активные методы обучения, инвариантные формы коллективной учебной деятельности обучающихся. Именно приближение образовательного процесса к содержанию и характеру будущей профессиональной деятельности студента, проектирование квазипрофессиональной деятельности детерминируют формирование у будущего специалиста общекультурных и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: деловая игра, активное обучение, образовательный процесс, преподаватель, студент, СПО.
Скачать (123,2 kB)
Профессиональное поведение учителя — ценностно-нормативный аспект
УДК 371.132 ББК 74.5
Профессиональное поведение учителя отражает практический, действенный характер ценностного отношения, выбор будущим учителем наиболее целесообразной формы выражения своей позиции в профессиональной деятельности, репрезентацию нормативных моделей поведения и способов решения профессиональных задач. Нормирование упорядочивает действия педагога, определяет границы и степень свободы человека в профессии, является нравственным регулятором профессионального поведения и отношений.
Ключевые слова: педагогические ценности и нормы; профессиональное поведение учителя; профессиональная аксиосфера личности; ценностные ориентации.
Скачать (179,0 kB)
Инновационные процессы в современном образовании
Взаимодействие участников личностно-ориентированного образовательного процесса
УДК 370.153 ББК Ч410.241
В статье автор акцентирует внимание на феномене педагогического взаимодействия участников образовательного процесса и отвечает на вопрос, являются ли взаимоотношения «учитель–обучающийся», «педагог–студент» в действительности «равнопартнёрскими», субъект-субъектными. Убедительно доказывает, что на современном этапе развития образования остро встаёт вопрос личностно-ориентированного взаимодействия педагога и обучающихся, а ведущими характеристиками взаимоотношений становятся взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость.
Ключевые слова: взаимодействие; общение; сотрудничество; образовательный процесс; обучающийся; субъект-субъектные отношения; участники образовательного процесса.
Скачать (134,3 kB)
Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам
Как расширить свой вокабуляр
УДК 372.881.111.1 ББК 81.432.1
В статье рассматриваются вопросы расширения словарного запаса в контексте обучения иностранному языку. Автор выделяет наиболее эффективные способы пополнения вокабуляра.
Ключевые слова: лексика; способы расширения словарного запаса.
Скачать (141,8 kB)
Управление образованием
Управление качеством образования в СПО: от теории к практическим подходам (из опыта работы ГБПОУ ИО ИКАТИДС)
УДК 37:21 ББК Ч481,6(2)2,0
Статья посвящена управлению качеством в среднем профессиональном образовании (СПО). Рассмотрена система комплексного управления качеством на примере одного из современных колледжей Иркутской области. В статье выделяются результирующие характеристики качества, концептуальная основа, принципы и т. д. управления качеством образования. Автор описывает уровни управления качеством: управление по целям, управление по процессу, управление по конечному результату.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; СПО; управление; качество образования; теория; оценка качества; принципы; уровни; управление по целям; управление по процессу; управление по конечному результату.
Скачать (126,7 kB)
Внимание: опыт
Формирование интереса обучающихся к занятиям физической культурой и спортом через знания об истории развития физической культуры и спорта в Горном Алтае
УДК 371.11 ББК 74.25
Мусинов П. А., Гаврилова Т. Г., Табакаева И. В.
В данной статье авторы попытались раскрыть понятие интереса в контексте приобщения подрастающего поколения к знаниям об истории развития физической культурой и спортом в нашем регионе. Особое место в статье отведено ярким примерам всесоюзных, всероссийских и международных спортивных достижений выдающихся спортсменов Горного Алтая, которые также являются важным фактором формирования у обучающихся интереса и направленности к занятию физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, формирование интереса, история развития физической культуры и спорта в Республике Алтай, выдающиеся спортсмены Республики Алтай.
Скачать (146,7 kB)
Приобщение обучающихся 7-8 классов к истокам национальной культуры через орнаментальное искусство прибайкальских бурят (из опыта работы МБОУ Хатар-Хадайская СОШ)
УДК 376.74 ББК 74
В статье рассматривается потенциал бурятской орнаментики для этнорегионального воспитания и образования обучающихся сельской школы. Раскрывается содержание программы «Орнаментальное искусство Прибайкальских бурят», цель, блоки содержания, диагностическое сопровождение.
Ключевые слова: национальная культура, орнаментальное искусство, этнорегиональное воспитание, бурятский народ, воспитание, образование, сельская школа, национально-региональный компонент, культурно-исторические традиции, культура народа.
Скачать (156,5 kB)
Воспитание и образование младших школьников на основе самобытной культуры бурятского народа в процессе изучения курса «Окружающий мир»
УДК 376.74 ББК 74
В статье представлен опыт интеграции национально-регионального компонента в курс «Окружающий мир» (2 класс) в МБОУ Хатар-Хадайской СОШ им. Е. Х. Ехануровой. Автор убедительно доказывает, что сельская школа по-прежнему сохраняет значительные возможности влияния на формирование всего сельского социума, и помогает школьнику освоить культурно-исторические традиции бурятского народа.
Ключевые слова: воспитание, образование, сельская школа, младший школьник, бурятский народ, национально-региональный компонент, культурно-исторические традиции, культура народа.
Скачать (231,5 kB)
Экономика
Проблемы развития ИТ-технологий в банковском секторе России в условиях санкций
УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73
Горбунова О. Н., Шестакова Ю. В.
В статье проанализированы основные преимущества, приобретаемые банками при использовании информационных технологий. Кроме того, в работе проведен анализ некоторых статистических аспектов современного состояния информационно-технологического развития банков, рассмотрены основные проблемы банков в сфере IT-технологий, вызванных санкциями ЕС и США против России, а также приведены варианты решения выявленных проблем с опорой на мнение экспертов.
Ключевые слова: информационные технологии, банковская сфера, санкции, информационное общество, «интернет-банкинг», кризис.
Скачать (123,7 kB)
Культура. Традиции
Этнографические куклы второй половины XX в.: приобретение, реставрация, атрибуция
УДК 688.721 ББК Щ126.7
Рассматриваются сувенирные европейские куклы второй половины XX в. как предмет коллекционирования. Сообщается об отдельных производителях, о способах изготовления кукольных тел и нарядов. На основании личного опыта повествуется о способах реставрации и атрибуции. Поднимается вопрос о роли сувенирной куклы как носителя информации о традиционном костюме.
Ключевые слова: сувенирные куклы, этнографические куклы, кукольное производство.
Скачать (427,7 kB)
На перекрёстке мнений
Новая концепция государственной политики поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста
УДК 37.01-053.4 ББК 74.100
В условии надвигающейся очередной «демографической ямы» предлагается определить новые приоритеты государственной политики по поддержке семей, имеющих детей дошкольного возраста, в основе которой будет лежать услуга по уходу и присмотру, а не услуга дошкольного образования.
Ключевые слова: государственная политика поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста, услуга по уходу и присмотру, услуга дошкольного образования, дневной уход за детьми, рынок социальных услуг, рынок услуг дошкольного образования.
Скачать (258,6 kB)