Article form

Π£Π”Πš 004:[316.3:008]

Π‘Π‘Πš 74.58:73

Π›. А. Иванова

Π˜Ρ€ΠΊΡƒΡ‚ΡΠΊ, Россия

ЕЩЁ РАЗ О ΠœΠ•Π”Π˜ΠΠžΠ‘Π ΠΠ—ΠžΠ’ΠΠΠ˜Π˜: ΠŸΠžΠΠ―Π’Π˜Π™ΠΠž-Π’Π•Π ΠœΠ˜ΠΠžΠ›ΠžΠ“Π˜Π§Π•Π‘ΠšΠžΠ• ΠžΠ‘Π•Π‘ΠŸΠ•Π§Π•ΠΠ˜Π• Π’ НАЧАЛЕ XXI Π’Π•ΠšΠ

Π’ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠ΅ исслСдуСтся понятийно-тСрминологичСскоС обСспСчСниС использования пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π΅ отрасли Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания Β«ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅Β», находящСйся сСгодня Π½Π° ΠΏΠΈΠΊΠ΅ своСго развития ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ интСнсивному ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² аспСктС ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΅Ρ‘ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ, пСрСсмотра Π΅Ρ‘ мСтодологичСских оснований, придания Π΅ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, сообразного соврСмСнным тСндСнциям.

Π’ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠ΅ исслСдуСтся понятийно-тСрминологичСскоС обСспСчСниС использования пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π΅ отрасли Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания Β«ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅Β», находящСйся сСгодня Π½Π° ΠΏΠΈΠΊΠ΅ своСго развития ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ интСнсивному ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² аспСктС ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΅Ρ‘ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ, пСрСсмотра Π΅Ρ‘ мСтодологичСских оснований, придания Π΅ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, сообразного соврСмСнным тСндСнциям.

ΠšΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ слова:Β ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π½Π°ΡƒΠΊΠ°, тСрминосистСма ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ общСство, срСдства массовой ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.

L.Β A.Β Ivanova

Irkutsk, Russia

AGAIN ABOUT MEDIA EDUCATION: CONCEPTUAL ANDΒ TERMINOLOGICAL PROVIDING IN THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The article studies conceptual and terminological providing to use of the pedagogical theory in practice on an example of scientific knowledge of the Β«media educationΒ», being at peak of the development and at the same time exposed to intensive reconsideration in the aspect of conceptualization of its positions, rethinking of methodological bases, giving it a character accordingΒ to the current trends.

Key words:Β media education, science, term system, pedagogics, media competence, information society, mass media.

Β 

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ прСдставляСт собой ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ процСсс. Π’ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… сфСрах чСловСчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, намСтился ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π² ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ использованиСм, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚, с одной стороны, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄ самой Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ с экстСнсивного на интСнсивный ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ развития, с другой – качСствСнныС измСнСния Π² пСдагогичСском процСссС на основС Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ примСнСния Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΉ пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ новаторского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, выявлСния ΠΈ устранСния прСпятствий, ΠΌΠ΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ.

Π§Π΅ΠΌ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ², Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ сообщСства исслСдоватСлСй, Ρ‚Π΅ΠΌ ΡˆΠΈΡ€Π΅ становится ΠΊΡ€ΡƒΠ³ явлСний, ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ исслСдованиСм.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠΉΠ½ΠΎ-тСрминологичСскоС обСспСчСниС использования пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π²Β ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ исслСдовалось Π½Π°ΠΌΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π΅ отрасли Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания Β«ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅Β», находящСйся сСгодня Π½Π° ΠΏΠΈΠΊΠ΅ своСго развития ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ интСнсивному ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² аспСктС ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΅Ρ‘Β ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ, пСрСсмотра Π΅Ρ‘ мСтодологичСских оснований, придания Π΅ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, сообразного соврСмСнным тСндСнциям. ВсплСск (ΠΈ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‚ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ) интСрСса ΠΊ рассматриваСмой Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ области спровоцирован появлСниСм Π½Π° соврСмСнном этапС развития общСства суммы Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠ· Ρ†ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΒ Π²ΡΠ΅ΡƒΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ громогласно Π·Π°ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΎ сСбС Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Β«ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π³Ρ€ΡƒΠ·ΠΊΠΈΒ», «психологичСского манипулятивного воздСйствия», Β«ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ насилия», Β«Π²ΠΈΡ€Ρ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ сознания», «выхолащивания ΠΈΠ· сознания ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ поколСния Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½Ρ‹Ρ… цСнностСй» ΠΈ Ρ‚.Π΄. (ΠΈ Π½Π΅ Π±Π΅Π· оснований).

НСсмотря Π½Π° Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ число Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ, многочислСнных дискуссий, созданиС ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ принятиС ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… уровнях), Π΅Ρ‰Π΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π΅Ρ€Π΅ΡˆΡ‘Π½Π½Ρ‹Ρ… вопросов – ΠΊΠ°ΠΊ тСорСтичСских, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ практичСских. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ такая ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΡΠ»ΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, способна Π΄Π°Ρ‚ΡŒ для ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго понятийныС конструкции, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ позволят Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠ· срСди Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… явлСний ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ (срСдства) прСдотвращСния ΠΈ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ ΠΎΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠ·, опасностСй, обусловлСнных Π½Π΅ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠ°ΠΌΠΈ.

ВСория мСдиаобразования, Ρ‚Π΅ΠΌ самым, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡˆΠ»Π° ΠΎΡ‚ этапа сбора, обобщСния ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° (этапа рСмСсла) ΠΊ этапу формирования ΠΈ формулирования ΠΌΠΎΡ‰Π½ΠΎΠ³ΠΎ тСорСтичСского базиса, Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ сфСру дСйствия Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ области. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ области мСдиаобразования обусловлСно Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ соврСмСнными ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, политичСскими ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ экономичСскими потрСбностями государства, Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ наличия Ρƒ россиян ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ (Π±Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ) уровня готовности ΠΈ способности ΠΊ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Ρƒ, использованию, критичСскому Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ созданию мСдиатСкстов Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ…, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΠΈ ΠΆΠ°Π½Ρ€Π°Ρ…, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ слоТных процСссов функционирования ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ° Π² социумС. Π˜Π½Ρ‹ΠΌΠΈ словами, Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сформирована ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ осущСствлСния ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия, общСния Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° мСТличностном ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅, Π½ΠΎ ΠΈ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ тСхничСских срСдств, Ρ‚. Π΅. с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ° Π² ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌ общСствС. Π­Ρ‚Π° Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π° образования личности прописана сСгодня практичСски Π²ΠΎ всСх Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ…, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Ρ‹ ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Π Π€.

ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, Π½Π°ΠΌΠΈ выявлСны противорСчия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ общСствСнными потрСбностями мСдиаобразования всСх учащихся срСдних ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… школ Π½Π° Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ основС ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ слоТившимся понятийно-тСрминологичСским обСспСчСниСм мСдиаобразования; ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ трСбованиями ΠΊ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учитСля Π² сфСрС мСдиаобразования ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΎΠΉΒ  Π² Π²ΡƒΠ·Π΅, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΎΠΉ Π² систСмС ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.

Под понятийно-тСрминологичСским обСспСчСниСм использования Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ мСдиаобразования Π² практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учитСля ΠΌΡ‹ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌ свойство Π΅Ρ‘ понятийно-тСрминологичСской систСмы ΠΎΠ±ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ связь ΠΈ взаимодСйствиС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ мСдиаобразования. Оно Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ Π½Π° ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ потрСбностСй практичСской ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ сущности мСдиаобразования, Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Β Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ обоснованного процСсса развития, образования ΠΈ формирования личности Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ использования срСдств массовой ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (БМК).

Π Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ использования Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π±Π΅Π· Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° Π΅Ρ‘ спСцифики, особСнностСй Π΅Ρ‘ понятийно-тСрминологичСской систСмы – это Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‘ влияниС Π½Π° ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ. Π’ цСлях выявлСния спСцифики Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ мСдиаобразования, ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΅Ρ‘ использованиС Π² пСдагогичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅, Π½Π°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΎ-пСдагогичСский экспСримСнт, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π²ΡˆΠΈΠΉ конструированиС Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ источника знания – частотного понятийно-тСрминологичСского словаря. Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ лингвопСдагогичСского экспСримСнта Π² совокупности с Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° пСдагогичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Β ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ изучСния ΠΈ становлСния базисных ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ мСдиаобразования связаны с Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ ΠΆΠ΅ особСнностями, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ тСрминосистСма ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ:

1.Β Π Π°Π·ΠΌΡ‹Ρ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ с общСязыковой лСксикой: ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ мСдиаобразования (ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°, информационная Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, критичСскоС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, манипулятивноС воздСйствиС ΠΈ Π΄Ρ€.), входят Π² состав ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ лСксики.

2.Β Β Π Π°Π·ΠΌΡ‹Ρ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΡ†Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ с тСрминологиями Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΠΊ ΠΈ областСй Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ касаСтся мСдиаобразования, ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅ΠΌ отнСсти ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ отрасли знания β€” ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, искусство, общСство, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ психологичСского воздСйствия БМИ Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ массовоС сознаниС: психологиСй, социологиСй массовых ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ философиСй ΠΈ Ρ‚.ΠΏ.

3. ВСрминологичСская Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° для обозначСния Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ понятия ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ лСксичСскиС Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹ (Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°, синонимы ΠΈ Ρ‚.ΠΏ.), Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, для Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° мСдиаобразования, для обозначСния Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ свои Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹: ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°, мСдиакоммуникативная  ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, информационная Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π΄Ρ€.

4. ПолисСмия, ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ пСдагогичСской Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈ этом приходится ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ употрСбляСтся Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½.

ПослСдняя ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ярко проявляСтся ΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π° Β«ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅Β», Π±Π΅Π· сомнСния, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· базисных Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ² рассматриваСмой области Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. ΠŸΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅ΠΌ лишь Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XXI Π²Π΅ΠΊΠ° опрСдСлСния Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ понятия.

Π’. А.Β Π’ΠΎΠ·Ρ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ «пСдагогичСскоС Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ практичСскоС освоСниС … явлСний массовой ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈΒ» [Π’ΠΎΠ·Ρ‡ΠΈΠΊΠΎΠ², 2000, с. 8].

Π“.Β Π‘Π΅Π»Π΅Π²ΠΊΠΎ рассматриваСт ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Β«ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ закономСрностСй массовой ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ формирования Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΎΡ‚ манипулирования сознаниСм Π² соврСмСнных ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… условиях [Π‘Π΅Π»Π΅Π²ΠΊΠΎ, 2005, с. 128].

А.Β Π’.Β Π¨Π°Ρ€ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ мСдиаобразования: «это процСсс формирования Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈΒ» [Π¨Π°Ρ€ΠΈΠΊΠΎΠ²,Β  2005, с. 80]…

БиблиографичСский список

Β 1. БтСфановская Π’. А. ПСдагогика: Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΈ искусство. ΠšΡƒΡ€Ρ Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΉ: ΡƒΡ‡Π΅Π±. пособиС для студСнтов, ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, аспирантов / Π’. А. БтСфановская. М.: Изд-Π²ΠΎ Β«Π‘ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΒ», 1998. 368 с.

2. Π‘Π΅Π»Π΅Π²ΠΊΠΎ Π“. ΠœΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ – Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π° ΠΎΡ‚ манипулирования сознаниСм / Π“. Π‘Π΅Π»Π΅Π²ΠΊΠΎ // НародноС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅. 2005. β„–9. Π‘. 127-131.